Больше рецензий
8 июня 2016 г. 11:03
631
3
РецензияДля меня, как для человека, интересующегося оперой, желающего постичь тонкости оперного пения изнутри, книга известнейшей американской певицы-сопрано Рене Флеминг показалась небезынтересной. Именно потому что она много пишет в этой книге о вокальной технике - это, пожалуй, может утомить неподготовленного читателя. Из этого я делаю вывод, что книга Флеминг предназначена не просто для поклонников певицы, но для начинающих музыкантов, для которых она является примером для подражания.
Флеминг всю жизнь чему-то учится, было бы ошибкой думать, что оперные вокалисты, даже признанные, достигли в какой-то момент высшей точки своего развития и в ней окаменели. Люди, совсем далекие от оперы, вообще считают, что в ней певцы лишь механически воспроизводят ноты. Ох, как они ошибаются. О том, какой это каторжный труд - петь оперную музыку, - также рассказывает книга Флеминг.
Многим любителям оперы покажется странным, то, например, что Флеминг, несмотря на то, что обладала сопрано (наиболее высоким женским оперным голосом), имела сложности с пропеванием верхнего "до" и вообще высоких нот. Других удивит, что у известной Марии Каллас был совсем небольшой диапазон. Просто вокруг пения, в частности оперы, так много слухов и мифов, что развеивать их бывает слишком сложно. Хороший певец может иметь небольшой голос, но петь подходящий ему репертуар, выбирая арии таким образом, чтобы недостатки голоса были незаметны. Это настоящее искусство, которым владели наиболее знаменитые оперные вокалисты.
И все же оперой лучше наслаждаться в театре и в концертном зале. Книга Флеминг не стала для меня особенным открытием. Разве что ее прочтение вдохновило меня зайти на ютьюб и снова послушать любимую музыку в ее исполнении. Это дело, несомненно, стоящее.
Прочитано в рамках игры Нон-фикшн. Тур 30.