Больше рецензий

1 июня 2016 г. 15:30

245

5 Готический мир

Не смотря на несхожесть сюжетов трилогии о Титусе Гроане, все три части необычайно похожи друг на друга (что совершенно не является минусом), поэтому своё мнение о трех произведениях Мервина Пика я решила объединить в одну рецензию.
Сказать, что это книга стала для меня настоящим открытием – не сказать ничего. Удивление от того факта, что сей гениальный автор известен достаточно небольшому кругу читателей удивила меня, поскольку совершенно справедливо поставить Мервина Пика в один ряд с Толкином.
Если говорить о самом произведение, то первое, что бросается в глаза, что держит вас, заманивает, запутывает и околдовывает – это язык. Удивительно, но в нём действительно можно заплутать, порой приходится возвращаться к тексту снова и снова, чтобы пробраться сквозь нагромождение совершенно блестящих и пленяющих метафор, потрясающих сравнений, пространных описаний и непонятных терминов, за расшифровкой которых приходилось обращаться к словарю. Пожалуй, стиль повествования этого писателя и художника один из самых оригинальных и запоминающихся в моей немалой читательской практике.
Само повествование тянется очень медленно, первые главы «Титуса Гроана» я осиливала с трудом, каждый раз норовясь бросить чтение на середине. Не неизвестно, что удерживало меня и заставляло с затаённым интересом перелистывать страницы. Стоит отметить, что в первых двух частях повествование накатывает как снежный ком, достаточно медленно развиваясь в начале и середине и набирая ход к концу повествования. В итоге, финал читается на одном дыхании. Вообще, последние главы (это относится к первой и второй части опять же) наполнены действиями под завязку. Читатель не может расслабиться не на секунду. Именно в финале все сюжетные линии сводятся воедино и приходят к кровавому финалу. Стоит отметить, что самое повествование расширяется с каждой книгой. Сначала мы видим мир Горменгаста, состоящий исключительно из внешнего люда и жителей замка. Во второй части к этому прибавляются еще и профессора, а третья уже охватывает новый мир, с большим количеством новых людей.
И уж если мы упомянули кровь, то следует сказать, что её будет здесь много. Каждая книга подводит черту под жизнями многих персонажей, и каждая такая черта отдаётся большую в душе читателя, который уже успел привязаться к героям. Перед нами рисуется глубина падения человеческой души, души низменной, безжалостной и пугающей. Стирпайк, пожалуй, относится к тому типу злодеев, которых ненавидишь всей душой, чьи действия заставляют испытывать совершенно реальный страх и омерзение. В этих книгах Стирпайк стал сосредоточением зла, дьявол, посланным на землю, с которым можно было бы вполне легко справиться, если бы не косность жителей замка. Именно Стирпайк приводит в движение сюжет, именно он повелевает судьбами. Конечно, можно сказать, что это, всё-таки, сборный образ, некая квинтэссенция зла, которая ждёт своего воздаяния и над которой должна быть одержана победа. Но только вот в победу над этим злом ты не веришь до самого конца.
Вообще, не смотря на статичность персонажей (за исключением, конечно же самого Титуса), следить за их судьбами необычайно интересно. В душе у читателя просыпается одновременно и жалость, и презрение, к этим глупым (если говорить о сёстрах), погружённых в себя, забывших о существовании жизни и мира вокруг персонажам. С каждой строчкой мы пропитываемся ненавистью к ритуалу, который довёл жителей замка до состояния мумий, чьи сердца и чувства, кажется, уснули. Мы, как и Титус, чувствуем его чужеродность, его удивительную способность затягивать, подобно болоту, человеческие души и тела в черную бездну.
Расписывать философские проблемы, поднятые автором, можно долго, но думаю, понять авторский замысел возможно лишь прочитав все три книги.
Порой повествование кажется наркотическим бредом, становится сложно понять, где здесь реальность, а где вымысел, что происходит в головах персонажей, а что случается с ними в жизни. Особенно этим выделяется третья часть, о которой хочется сказать отдельно. Самая трагическая и самая непонятная. Она воспринимается как чужеродный элемент. Избавься от образа-символа – замка Горменгаст, автор не предлагает ничего в замен. Такое ощущение, что читатель также сросся с замком, как и его жители. Повествование теряет свое очарование, и мы, как и Титус, начинаем скучать по готической громадине. Начало книги «Титус один» кажется абсолютно бессвязным, непонятным, запутанным, бредовым. Нагромождение событий, героев, локаций создает в голове мешанину, в которой разобраться совсем непросто. Но лично я, к середине книги, вновь начал сочувствовать персонажам, привязалась к ним, увлеклась самим сюжетом. Финал получился трагическим, но вместе с тем и внушающим надежду. Жаль, что продолжения мы так и не увидим, ведь книги о страданиях, поисках, мучениях, разочарованиях Титуса, о блуждании его среди болот и топей жизни, о встречах его с удивительными и непонятными людьми оставили в моей душе неизгладимое впечатление.

Комментарии


Как странно. Мне наоборот Стирпайк нравится больше всего ) Я уж никак не сочту его дьяволом или злом во плоти. Скорее, жертвой. А историю я эту восприняла как историю о том, как жизнь, мир и люди (которые и есть жизнью и миром) могут сотворить из человека дрянь. Если бы к нему было человеческое отношение, то и он был бы человечнее. А в первой части я и вовсе испытывала к нему уважение: он единственный из поварят, кто не захотел быть рабом и верить в жуткого бога Свелтера.