Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июня 2016 г. 05:12

1K

4.5 Самая большая взрослость-быть всегда чуть-чуть ребенком

Мотив ребенка или «детского божества» в мифологии имеет всемирное распространение. Юнг называет его действие «ошеломляющим». Этим мотивом занимались «филология, этнография, история культуры и сравнительная история религий», но от его психологической интерпретации отмахивались…(Юнг упоминает работы Адольфа Бастиана, Вундта и Кереньи).- Все это не слишком способствовало познанию его универсальности …
Психологи до Юнга «были не в состоянии подтвердить и обнаружить (процесс возникновения мифа)в психике цивилизованного человека», «психологическое знание не сумело понять мифологические мотивы в качестве структурных элементов психики». Почему? «Психология сначала была метафизикой, затем учением об органах чувств и лишь после -теорией сознания и его функций». Философы Лейбниц, Кант и Шеллинг указывали на проблему «темной души», однако явился и врач, указавший на БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ…Это был К.Г.Карус, затем Э.фон Гартман. Сейчас «к проблеме бессознательного подошла медицинская психология, не имея никаких философских гипотез».
-…Психопатология неврозов и многих психозов не может обойтись без гипотезы о некой темной части души, а именно… О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. То же самое верно и в отношении психологии сновидений, которая является terra intermedia (моя справка: промежуточная зона) между психологией нормы и патопсихологией. В сновидениях и в продуктах психоза обнаружены бесчисленные связи, которые можно поставить в параллель только с констелляциями мифологических идей…
Моя Справка: Констелляция- (лат. con – вместе с, stella – звезда, в астрологии – взаимное расположение звезд на небосводе). Взаимодействие сосуществующих факторов, стечение обстоятельств, влияющих на характер течения представлений. Автор концепции психической К. Th. Ziehen считал, что течение представлений обусловлено степенью их ассоциативной связи с предшествующими (апперцепция) представлениями, их интенсивностью и, наконец, констелляцией. Реакция на раздражение зависит не только от силы раздражения, но и от состояния субъекта. Проявлению определенной ассоциации содействуют добавочные ассоциации. Одно и то же раздражение может вызвать различные реакции в зависимости от предшествующего или настоящего состояния организма, от К. ассоциативных тенденций. В этом существенную роль играют как недавние, так и отдаленные по времени ассоциации.
Во врачебной практике «подобные мифологемы…наблюдались у тех индивидов, где подобные знания …невозможно было вывести из религиозных представлений …или обиходной речи». Так что следует говорить о «наличии «мифообразующих» элементов в бессознательной психике». Речь идет не об оформленных мифах, а скорее о мифологических компонентах, которые можно обозначить как «мотивы», «прообразы», «типы» или «архетипы».-Архетип ребенка - прекрасный и точный пример.- Мы вправе сформулировать тезис…Архетипы появляются в мифах и сказках, так же как в сновидениях и психотических продуктах фантазии.Средой, в которой они оказались вросшими, являются –в случае сказок- смысловая связь, а в сновидениях- непонятная вереница образов, напоминающая бред, но не лишенная скрытой смысловой спаянности.
- У индивида Архетипы проявляются как непроизвольные манифестации бессознательных процессов, смысл которых может быть раскрыт только косвенно. В мифах(сказках) речь идет о традиционных формовках…,которые на этой ступени являются родовым учением, которое изустно передается от поколения к поколению.
При примитивном состоянии духа…не нечто мыслится сознательно, а мысли всплывают…примитив не способен к сознательному напряжению воли, но он должен наперед повергнуть себя в «настроение хотения»…его сознание находится под угрозой превосходящего по силам бессознательного- отсюда боязнь магических влияний…он окружен магическими силами, к которым должен как-то приспособиться.
- При хронически сумеречном состоянии его сознания невозможно разобраться, приснилось ему что-то или он пережил это на самом деле… Из его бессознательного говорит не тот мир, про который мы что-то знаем, а неизвестный мир психики…Архетип не столько вытекает из психических фактов, сколько описывает, как душа переживает их, причем душа ведет себя настолько самовластно, что отрицает осязаемую действительность…выдвигает утверждения, бросающие действительности вызов.
-Примитивное устроение духа не выдумывает мифов, НО - переживает их.
- Изначально МИФЫ - СУТЬ ОТКРОВЕНИЯ подсознательной души…они не только представляют, но являются ДУШЕВНОЙ ЖИНЬЮ ПРИМИТИВНОГО РОДА, который распадется и погибнет, если потеряет свое достояние, унаследованное в мифе…как человек, ПОТЕРЯВШИЙ ДУШУ. Мифология рода-это его живая религия, утрата которой даже у цивилизованных людей- моральная катастрофа.- Религия - это живая связь с душевными процессами, независящими от сознания, …происходящими в темноте душевных задворок.
Современная психология трактует продукты бессознательной деятельности как…высказывания бессознательной психики о себе самой. Их Два Типа: фантазии личного и неличного характера. Фантазии НЕЛИЧНОГО характера имеют аналогию с мифологическими типами…Допускаю, что они соответствуют коллективным структурным элементам человеческой души.. встречаются столь часто, что предполагаю существование коллективного базового пласта души, обозначив его как КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Фантазии неличного характера возникают в состоянии пониженной интенсивности сознания-в сновидениях, видениях, дневных грезах и тогда содержания, выходящие из бессознательного, не ОТТОРМАЖИВАЮТСЯ, а устремляется как из РАСПАХНУТЫХ КУЛИС В ПРОСТРАНСТВО СОЗНАНИЯ. Этот способ возникновения бессознательных содержаний-всеобщее правило. Так же при отсутствии концентрации, внимания, пониженной интенсивности сознания создавались и мифы.
Юнг выводит красивый МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП психологии продуктов бессознательного: содержания архетипичной природы манифестируют(обуславливают- М.С.) процессы, происходящие в коллективном бессознательном.
- Всякое их толкование остается по форме «как будто». ..Ядро их значения…перефразирование…пересказ…нельзя исчерпывающе описать. Тем не менее даже само это ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ-…прогресс в познании предсознательной структуры психики. Такое ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ мы можем наблюдать В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
…Больше не возникает вопроса относится миф к солнцу или луне, к отцу или к матери, к сексуальности, огню или воде-речь идет только о перефразировании…какого-то БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ЯДРА ЗНАЧЕНИЙ. Всякое толкование, приближающееся к сокровенному смыслу( с точки зрения науки-к бессмыслице) претендует на благоговение и религиозную преданность.
АРХЕТИПЫ были и остаются (М.С. а, значит, и ЕСТЬ) - ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ МОЩЬ, которая желает, чтобы к ней относились всеръез…они всегда были носителями защиты и исцеления, и их уязвление влекло за собой «perils of the soul» - (М.С.- «опасности души») – известный феномен из психологии примитивов. Именно АРХЕТИПЫ - возбудители невротических и даже психотических нарушений, они ведут себя так же, как запущенные и истерзанные органы тела…«Высказывание» Архетип. Сознания - прежде всего языковое сравнение. .. В наших объяснениях мифа- всегда останется «неизвестное «третье»…несформулированное…постоянная досада интеллекта….мы во власти просветительских замашек, стараясь окончательно объяснить миф….а у него-постоянно новое, ошеломляющее значение.
НАМ НИКОГДА НЕ ОТДЕЛАТЬСЯ от АРХТИПИЧЕСКИХ ОСНОВ, не согласившись поплатиться ЗА ЭТО НЕВРОЗОМ. Так нельзя без самоубийства избавиться от тела …(М.С.-далее Юнг пишет «или его органов.» От ряда органов все же научились избавляться - поправим Юнга). Нужно «сопрячь и сплести воедино существующую в нас ПРОШЛУЮ ЖИЗНЬ с ЖИЗНЬЮ СОВРЕМЕННОЙ, так как первая вот-вот ускользнет». А вместе с невзрачным, «потерянным прошлым» ,…лишенным всякого величия, пропадает носитель исцеления…так как сам является этим НЕВЗРАЧНЫМ либо из него проистекает.
Так, архетип «божественного ребенка» возникает при «изменении облика богов»(Циглер), обнаруживается в невероятном месте(порожденный камнем или деревом, в пахотной борозде или воде), и в двусмысленном облике(карлик, ребенок, животное, мальчик с пальчик и т.д.).
Так «младенец Иисус» обнаруживает типичный аспект «меньше малого и больше большего». В фольклоре мотив ребенка-карлик,эльф- разъясняет потаенные силы природы. Металлический «человечек» оживотворяет рудники и шахты вплоть до позднего Средневековья,. Ребенок был не только фигурой, сообразной традиции, но и спонтанно переживаемым видением…У Гете, 2часть «Фауст» сам превратился в мальчика и был принят в «хор блаженных мальчиков».
В области психопатологии фантомный ребенок появляется у душевнобольных женщин…случаются гомункулы, атакующие больного…зачастую ребенок принимает вид как бы в подражание христианскому образцу…чаще ребенок ведет свое присхождение от нехристианских праступеней, а именно-от животных…появляется ребенок из цветочных чашечек, из золотого яйца или же в виде сердцевины мандалы. В сновидениях ребенок появляется как сын,дочь,подросток или девушка…имеет экзотическое или даже космическое происхождение (сын короля,дитя ведьмы, окружен ореолом звезд) или мистифицируется как «труднодостижимая драгоценностьь». Мотив ребенка изменчив и принимает какие угодно формы: драгоценного камня, жемчужины, сосуда, золотого яйца, четверицы, золотого шара…Он может безгранично подменяться этими и другим образами…
Архетип не может быть объяснен и тем самым упразднен: «Ведь А.- о чем никогда не след забывать - душевный орган, который имеется у каждого». Плохое объяснение означает плохую установку по отношению к этому органу, из-за чего последнему наносится ущерб.
…Для Архетипа не существует никакого «разумного» замещения- вероятно, даже еще меньше, чем для мозжечка или для почки. ..Отсюда вопрос: какова биологическая цель архетипа?Мы уклонились бы от вопроса, если бы констатировали, что «мотив ребенка» является пережитком воспоминаний о собственном детстве». Но…если скажем, что мотив ребенка- это образ некоторых обстоятельств собственного детства, которые мы позабыли, это будет уже ближе к истине. Так как в случае с архетипом речь идет о человечестве, а не об образе, принадлежащем одному индивиду, сформулируем так: мотив ребенка репрезентирует предсознательный аспект детства коллективной души.
Некоторые отрезки индивидуальной жизни могут обособиться и персонифицироваться в такой степени, что становится возможным даже созерцание самого себя как бы со стороны….когда происходит диссоциация между состоянием настоящего и прошлым….случаются, когда нынешнее состояние входит в противоречие с состоянием детства. ..Тем самым человек становится недетским и искусственным, теряет свои корни.
Мы вправе распространить эту аналогию на жизнь всего человечества и сделать вывод: человечество снова и снова оказывается в противоречии к условиям своего детства, в противоречии к исходным, инстинктивным состояниям, что и побуждает к видению «ребенка». Поэтому любое религиозное упражнение …ритуальное повторение мифологческого события имеет целью продемонстрировать сознанию образ детства и всего, связанного с детством. Все это делается для того, чтобы не оборвалась связь с исходным состоянием…
Потому и сказал поэт: «Самая большая взрослость-быть всегда чуть-чуть ребенком».