Больше рецензий

19 мая 2016 г. 14:29

3K

1 J’accuse

На момент написания этого текста из 283 читателей LL, прочитавших книгу графа Лотреамона, 192-ум «книга понравилась». Это примерно 67%.
J’accuse
(Письмо 67 процентам)
Всем доброго дня. Позвольте мне в первых строках сего послания выразить вам всем мое почтение. Мы незнакомы, однако, творческая деятельность многих из вас на просторах данного ресурса внушает вашему покорному слуге безмерное уважение, в коем и спешу вас уверить. Мне бы не хотелось, чтобы факт написания этого письма был воспринят, как негативный выпад в ваш адрес, либо как попытка повлиять на ваш литературный вкус, тем более это не сомнение в наличии вкуса как такового. И уж конечно мое письмо не пощечина общественному мнению, не инфантильное желание выступить наперекор. Как говорили в одном древнем фильме: «Я слишком стар для этого дерьма».
Однако и смолчать мне не представляется возможным. Мой долг высказаться, попробовать донести свою точку зрения, излить в слова переполняющее меня возмущение. Я не хочу, чтобы по ночам меня неотступно преследовал призрак Мальдорора. Может быть, распятый, препарированный этим письмом, он уйдет из моих мыслей. Да, это попытка самоочищения, если хотите – сублимация. А перед кем еще я могу честно и откровенно выступить как прокурор по «делу Дюкасса», как не перед вами, 67 процентов моих вынужденных оппонентов?

Дальше...

***
Всем вам без сомнения известны подробности того события в литературном мире, которое я называю «делом Дюкасса». Возможно, вы даже более информированы нежели я, но все же не могу не напомнить некоторые основные моменты. В 1869 году некий молодой французский литератор по имени Изидор Дюкасс вел переговоры с известным бельгийским издателем Альбером Лакруа по поводу публикации своего произведения, названного «Песни Мальдорора». Несмотря на то, что Лакруа был известен в первую очередь скандальными изданиями книг большинства «диссидентов» своего времени, тираж «Песен Мальдорора» он был вынужден задержать, став таким образом первым в ряду людей, создавших этому произведению легенду «книги трудной судьбы». Затем «Песни» внесли в список запрещенных книг, а сладость запретного плода всегда безудержно манит не только мух и пчел, но и, в данном случае, французских сюрреалистов. Именно они выдернули из мрака безвестности графа Лотреамона и вознесли его на вершины литературного Олимпа, навечно впечатав его в свой иконостас. Восторг и преклонение перед даром так рано ушедшего из жизни Изидора Дюкасса, дифирамбы в исполнении всемирно знаменитых и малоизвестных писателей, поэтов, критиков сделали свое дело: творчество Дюкасса стало знаковым. Будучи само в какой-то степени компиляцией, пародией и мистификацией, оно породило сотни подражаний и на многих современных произведениях определенного толка лежит гнетущая тень Мальдорора.
Я не отрицаю литературный, поэтический дар Дюкасса. Наоборот. Создать в 23 года произведение, подобное «Песням Мальдорора», способен либо безумец, либо гений. Однако дело в том, что гениальность (или творческое безумие, неважно), направленная на отрицание, разрушение, сама неизбежно меняет знак функции на отрицательный. Это гениальность другого порядка, расположенная на другом полюсе, абсолютно чуждая и даже противоестественная. Безусловно, это лишь мое восприятие, видение, это лишь мое неприятие. Я не претендую на истину в последней инстанции, да и есть ли она в принципе...
***
Любая книга – игра. Игра, правила которой придуманы автором-судьей и жестко навязаны читателю-игроку. Правило Лотреамона – отсутствие правил. По ним невозможно играть. Судья, смеющийся вам в лицо, отрицающий форму, канон, разрушающий мораль и порядок, любое действо которого призвано шокировать, вызывать тошноту и отвращение, создавать хаос из ничего, - не мой судья. Он мне не интересен. Судью – на мыло.
Современного человека уже не удивишь подобным «артом». Мы привыкли к тому, что в любой куче фекалий, возле которой стоит табличка «современное искусство», «арт-хаус» и тому подобные наборы букв, можно разглядеть произведение искусства. А если присыпать эту кучу фекалий конфетти – то шедевр. Но иногда хочется быть консерватором, который отбросив все призмы, точки зрения, новые взгляды и проч., увидит именно то, чем куча фекалий является.
Однако не стоит затягивать мое послание ненужным брызганием слюной. Перейду к сути
***
Я обвиняю Изидора Дюкасса в излишней эпатажности, манерности и вычурности. Юношеский протест ради протеста, бунт против всего и всех, разрушение как форма наслаждения, извращение как форма существования – в этом и только в этом я вижу посыл автора, это его манифест. К черту!
Я обвиняю графа Лотреамона в самонадеянном богоборчестве и богохульстве. Бога можно не любить, в бога можно не верить, его можно отрицать или не замечать. Но зачем глумиться над ним, зачем извращать саму идею, оскорблять и унижать.
Я обвиняю создателя «Песен Мальдорора» в претенциозном человеконенавистничестве. Я и сам не в восторге от homo sapiens. Однако между легкой формой мизантропии и пропагандой животной ненависти для меня лежит пропасть, перешагнуть которую есть преступление перед личностью и обществом.
Выдвигая перечисленные обвинения, я осознаю, что в каких-то моментах я, возможно, не совсем прав. Возможно, я слишком близко к сердцу принял чужой вызов. А может в этом и была главная задумка Дюкасса. Но против себя не попрешь: «Песни Мальдорора» мне отвратительны. Мое гневное послание - только крик моей души. Я – прокурор, я – не судья. Я лишь обвиняю, но не выношу приговор. И я не призываю запретить эту гнусность, сжечь в очистительном костре все тиражи и вымарать имя Лотреамона из всех энциклопедий. Во-первых, это бесполезно, а во-вторых, «я слишком стар для этого дерьма».
Мое глубочайшее почтение вам, 67 процентов.

долгая прогулка 2016