Больше рецензий

9 апреля 2016 г. 12:31

646

3.5 Недотриллер и размышления о жизни

Да шож мне так "везёт" на деффачковые книжки? Больше никаких авторов женщин, хотя бы в течении недели. Ощущение, что всё, время триллеров прошло, пришли милые женщины в передничках, с тряпочками для стирания грязных пятен, протёрли все кандалы, налепили занавесочки в цветочек на дома злодеев, прикрыли уютными салфеточками трупы и кирдык всё былое великолепие.

Housewife. Это то слово, которое появилось у меня в голове спустя несколько глав. И относилось оно к автору. Я долго не понимала, что женщина хочет сказать. Если она пыталась показать, как глупа жизнь её героини, то достигла вершин успеха. И без того не самое радужное моё настроение сменялось экзистенциальными мыслями о том, как миллиарды людей живут от одной помытой чашки до другой (честное слово, совсем не того ощущения я ждала от триллера). Главная героиня Кэтрин представляет собой само воплощение мещанского уюта и от того, что слово "мещане" перестало рисовать в воображении обои с поддельным золотом и картиночки, вырезанные из журнала, на стенах, само мещанство никуда не исчезло. Его можно считать бытовым аналогом слова "фарисейство". Некое поведение по установленным правилам, вне контекста искренних чувств человека. Housewife. Женские книги, особенно книги женщин, которые сидят дома, а не встречаются по работе с большим количеством людей, очень часто отличает убеждение, что семья - это не те близкие люди, которые дарят счастье. Семья - это нечто незыблимое, надёжное, что надо протащить на себе от свадьбы до могилы, без особой радости, но потому, что "так принято". И постоянно оглядываться на то, видят ли люди всю тяжесть протащенной незыблимости. Девять десятых книги посвящены тому, как герои думают: "Как я выгляжу? Ну, как же я выгляжу?" Жизнь не имеет смысла, если сосед не завидует твоей новой машине...

Моя читалка поделила книгу на 500 страниц. Первые сто были самыми тяжёлыми. Даже "Тошнота" Сартра не ввергала меня в такие глубины экзистенциального отчаяния. Первые сто страниц Рени Найт упорно пытается создать экшен. Пытается достигнуть поставленной цели она тем, что все эти страницы (пятая часть романа) героиня Кэтрин сильно переживает из-за содержания случайно оказавшейся у неё книги. В графине он узнал мать, пардон, в главной героине она узнала себя. Замнём для ясности, что никак себя она узнать не могла, учитывая, насколько события в книге отличались от реальных и насколько плохо знали её люди, писавшие книгу, но всё же. Что же именно было написано в книге, мы не знаем, потому довольствуемся истериками Кэтрин. Будем честны, описательность - не сильная сторона Найт. Потому бесконечное "положила чашку, поплакала о себе, КАК Я ВЫГЛЯЖУ?" вызвали у меня острый приступ депрессии и мысли о том, что человечество не спасти, Господи, жги. Временами истерики Кэтрин перемежаются воспоминаниями старика, который и написал злополучную книгу. Каждая такая главка - манна небесная. Пускай он тоже не говорит о чём пишет книгу (сюжетную паузу Найт выдерживать не умеет, давайте признаем это честно, более натужной попытки "потянуть время" - ещё поискать), зато у него есть чёткая цель - отомстить Кэтрин. Это выгодно отличает его от хныкающей героини, её чашек, походов в туалет и колгот на щиколотках, которые при взгляде с унитаза вызывают её острую жалость к себе.

Нет, книга не так плоха. Если выдержать одну пятую, дальше начинаются страсти-мордасти. Старик окончательно съезжает с катушек и думает, как бы перебить семью Кэтрин. Кэтрин хранит секрет, как Клингзор Грааль - разве что духов-охранников не ставит. А Ренни Найт по капле сцеживает ойойойой-какую-тайну. В какой-то момент отчётливо понимаешь, что будет игра в "Всё не так, как кажется" и можешь спокойно разбросать два-три варианта возможных событий.

Хотя я ставлю книге 3,5, претензий у меня к ней много больше, аж столько, будто я ей поставила двойку. Во-первых, та самая тайна. Она не интересная. Вот совсем. Потому что никаких убийств и тайных связей. Я, правда, выдвинула по ходу предположение о паре инцестов, но фиг. Есть подозрение на адюльтер, его в книге и будут продвигать. Сказано, что нет ничего страшнее половой измены. Housewife. Потому что измена, муж разведётся и "что соседи скажут", и "как ты при этом будешь выглядеть?". Во-вторых, тайна сия не реалистичная. Женщина уснула на пляже, а сынок далеко заплыл. Отчего она уснула? Адюльтер всю ночь, говорят все плохиши в книге. Кажется, я уже догадалась, говорю я, потому что я уже взглянула на профессиональную карьеру автора, сравнила с профессиональной карьерой главной героини и поняла, с кого авторша писала героиню и почему в героине так много героического (ну и что, что авторша считает истерику и героичность синонимами, не будем придираться). Правда, после подобных ночных переживаний, какие щедро отвалила героине Рени Найт, женщина схватит ребёнка в охапку, запрётся на сто замков или будет сидеть всё время до отлёта домой в обнимку с полицейским, говорит мне разум. Значит ша, говорит мне авторша, книга моя, тут мой закон и если мне надо по сюжету, чтобы героиня спала на пляже, дав сыночке весело поплавать за буйки, то по моему велению будем считать, что мор-война-апокалипсис, но героиня будет ходить на пляж прогревать тушку по расписанию. В-четвёртых, и тут я попру против себя, мне не хватило ковыряния в ранках. Авторша устами одного из героев смеётся над теми, кто считает, что персонажи могут стать живыми и двигать сюжет. И я верю её смеху. Потому что её персонажи живыми не стали. Много чуйств, переживаний, истерик через край опять же, но веришь только старику, который замыслил месть и идёт себе напролом, закутавшись в веру собственной праведности и в старую кофту жены. Книга получилась бы в миллиард раз лучше, если бы авторша сосредоточилась только на старике. От мести до последнего потрясения. У него есть цель, он наиболее выпуклый и реалистичный из всех, да даже он единственный, кто ведёт речь от первого лица. А попытки воссоздать других персонажей смотрятся тяжко, слабо, нереалистично. Как и было сказано, описательность - не главная сторона Рени Найт.

Запугав читателя воплями "там такое!", Найт всё сводит к простому "адюльтер-не адюльтер". Насколько счастлива будет девица, проникнуться которой она так и не заставила. Но что-то... Почему-то на меня от этой книги повеяло какой-то жутью, о которой автор и не догадывается. Я словно заглянула в чью-то душу и увидела чёрную бликующую пустоту. В попытках изобразить "семейное счастье" Рени Найт создала уродливого гомункулуса. Постоянная оглядка не на то, что хочется, а что "надо". Потому, когда ближе к финалу начинаются попытки показать героиню Кэтрин "хорошей мамочкой", они выглядят до безобразия ненатурально, словно их списывали с рекламы. Мать Кэтрин тихонько теряет разум, старческая деменция, мать Кэтрин заботится о дочери (это едва ли не единственный персонаж, который бескорыстно проявляет заботу), но Кэтрин и в голову не приходит нанять одинокой матери, если не сиделку, хотя бы компаньонку. Ни слова об этом нет в книге, но я ёжусь от холодной тени дома престарелых. У сына Кэтрин в двадцать пять лет совершенно нет друзей. А желание как-то помочь сыну у супругов появляется только после ссоры друг с другом, когда весь их прекрасно выглядящий (!) дом становится не в радость. Мне стало жутко от того, что меня заставляют посочувствовать людям, которые живут как роботы - слепые, глухие, они двигаются, как раскрашенные манекены на эскалаторе, занятые только тем, чтобы производить впечатление... Под видом триллера меня просят посочувствовать разрушенному семейному счастью. А разве оно у них когда-нибудь было?

картинка angelofmusic

В качестве постскриптума: да-да, и здесь старик на этом фоне выглядит вдвойне живым. Недаром одна из главных претензий к нему: "Ему совершенно всё равно, что о нём подумают!"

Комментарии


Я книгу еще не дочитала, но согласна с каждым вашим словом)

Кстати, сиделка у матери Кэтрин все-таки была, но при появлении в доме дочери тут же уходила. Там как-то мельком этот момент описан.


Спасибо. Я пропустила этот момент)