Больше рецензий

smereka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июня 2010 г. 00:11

92

3

Главный герой - бездельник и алкоголик, все 5 лет повествования пребывающий в алкогольном тумане или состоянии умственного помутнения. Когда-то он был писателем. И волею фортуны - успешным. Поскольку он ещё не умер и его наследие не прошло испытания временем, можно предположить, что удавались ему "бестселлеры"; удавались настолько, что имя его привлекло внимание не литературной элиты, а элиты финансовой: слаб человек, и хочется ему за свои деньги быть причастным не только к серьёзным проблемам в мире жёсткого бизнеса , но и к "возвышенному", "обессмертив" своё имя, связавши с именем известного писателя.
Таким образом, бизнесмен-миллиардер покупает профессора литературы с тем, чтобы последний стал официальным биографом указанного героя-писателя. Профессор догоняет, писатель, в алкогольной паранойе, убегает (перемещаясь по планете - благо гонорары от прежде изданного позволяют: "кто-то всунул золотую кредитную карточку в мой паспорт"). И так 5 лет, охватыемые романом. За которые нашего героя только единожды посещает проблеск вдохновения, и на скорую руку он пишет, что - Голдинг нам рассказывает в двух строках. Остальное время этого этапа жизни героя-писателя посвящено алкогольным возлияниям и физиологически насыщенным и бесконечно пустым духовно отходам от них. Разумеется, при этом ни герой ни автор не делятся с нами интеллектуальными переживаниями: нет их у героя. Да и подумать: заслужил; заработав прошлыми трудами и славой возможность жить природной жизнью, то есть исключительно инстинктами. Да только читателю это неинтересно в таких объёмах ("честное изложение об обстоятельствах, при которых у клоуна спадали штаны").
К середине произведения такое содержание начинает раздражать, несмотря на хорошее, читабельное изложение Голдинга ("не шибко умное, не шибко глубокое, зато безупречное по стилю").
Отчего герой бежит от претендента на титул официального биографа? Какие "скелеты в шкафу" - автор нас не посвящает; похоже, жизнь была банальной, без героизма. Кто не хочет публичности - идёт в клерки, программисты, строит электростанции или самолёты, приносит реальную незаметную пользу; тот не идёт в писатели, актёры, политики и даже в топ-менеджеры. Публичность - плата за славу, свободный полёт или власть. И с этой очевидной точки зрения презрение и пренебрежение окололитературными "бумажными людишками", выглядит напыщенным, снобистским и аморальным (сродни инфантильной напыщенности отставной куртизанки). Тем более на фоне ставшей реальностью творческой и духовной безплодности героя-писателя.
Финальный аккорд этого фарса (выстрел преследователя-профессора в преследуемого героя) не вызвал у меня никаких эмоций. Только разочарование от изложенного и облегчение оттого, что перевёрнута последняя страница.
-
Все приведенные цитаты взяты из текста книги.

Комментарии


ну, "бумажными людишками" он называет не только окололитературную обслугу, но и писетелей, включая себя самого. людей слов, а не поступков, насколько я его поняла)))


Правильно поняли. :) А я - нет. Но вот теперь просмотрела, привожу всё, касающееся этого термина:
"...бумажные людишки, чудаки, имеющие дело с бумагой — от рекламы и комиксов до таких высот духа, как порнография"
"...будучи бумажным человечком до мозга костей, я вдруг сообразил: какой сюжет!"
"Мы покажем миру, кто мы такие — бумажные людишки, допустим. Устраивает вас такое название? Подумайте, .., все, за кем следили, кого преследовали, о ком лгали, все, кого выставляли на потребу публики, — мы будем отомщены,.."
"Мы, бумажные людишки, ... не материальны"
-
Спасибо за замечание. Недоглядела, как-то в гневе. Интересно даже, как... :(
Уж очень несимпатичен мне герой и его проблемы.


Кришна! Вишну! Да что же вы находите в Голдинге? Ну может я что-то не то читал, но "Повелителя мух" и "Шпиля" мне с головой хватило, чтобы больше в руки не брать эту нудистику....


"мух" не читала (и не хочу) - спасибо спойлерам(!), "шпиль" не осилила));
это - первое и теперь последнее для меня его произведение;