Больше рецензий

Volans

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2016 г. 17:18

312

5 Давайте проведем экзистенциальный мысленный эксперимент

«За закры́тыми дверя́ми» «За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода» - названия все одной и той же Huis clos.
По настоящему гениальный экзистенциальный мысленный эксперимент! Да, в реальности такое провернуть вряд ли бы удалось — заточить троих уже мертвых человека в одну общую запертую комнату и оставить там на вечность. Три человека этих не должны быть предварительно знакомы и у всех троих должна быть незавершенная проблема реализации свободы в земной оборвавшейся жизни. Для упрощения понимания атеист Сартр вложил в уста героям слово «Ад» для обозначения места и ситуации в которой они оказались. Цель эксперимента — наблюдать за испытуемыми во время того, как они осознают тленную неизбежность своего положения. В ходе эксперимента удается наблюдать постоянную рефлексию участников, которые уже не способны что-либо изменить в своем существовании (жизнь то уже оборвалась — сушите весла)

Гарсэн. Я слишком рано умер. У меня не хватило времени на поступки.
Инэс. Мы умираем всегда слишком рано или слишком поздно. Жизнь кончается — нужно подводить итоги.

И да, самый яркий пример рефлексии представляет сам Гарсэн — у испытуемого есть шанс сделать кои таки свободный выбор и удрать от двух обезумевших дамочек, но он на это не способен. Видимо по причине того, что после смерти Сартр хочет показать персонажа неизменным, так как свобода — явление реализуемое исключительно в деятельной сфере жизни.
В итоге эксперимент Сатртра выдался на славу! Зрителя пробирает до слез, волнения, его вообще охватывает наимощнейший эмоциональный всплеск. Эти двое женщин и мужчина так пронизывающе и постепенно выкладывают свои грехи, что у зрителя невольно возникает узнавание своих самых темных сторон.

Я вот злая: мне необходимо для жизни страдание других. Факел. Факел в сердце. Когда я одна, я угасаю. Шесть месяцев я горела в его сердце: я все там сожгла.

Они упиваются ими, своими сковывающими волю поступками, не жалеют о них и так оказываются взаперти ловушке, созданной их собственными выборами. Под конец наш выше упомянутый зритель уже готов вскочить и осыпать испытуемых и автора бурными аплодисментами. Все как в великолепной театральной постановке — Вы не находите?