Больше рецензий

12 марта 2016 г. 20:40

528

4

Ну что ж - книга дельная, даны вполне четкие и доходчивые пояснения и описания, чем отличается ранняя классика, от высокой, а последняя от поздней - в архитектуре, скульптуре, и - особенно - вазописи (и вправду, теперь слету различаю Лисиппа, Скопаса и Леохара, про Мирона и Поликлета даже и не упоминаю). Прекрасные иллюстрации (правда хотелось бы их ещё больше) наглядно демонстрируют ход мыслей автора. Одно плохо - эти столь присущая многим искусствоведам наукообразное умствование и рассуждение "о высоком" там, где его явно по логике не может быть. Вот, положим, изображение на краснофигурной вазе старика, ловящего рыбу, ну нормальная жанровая сценка, неееет, нам надо и под неё подвести глубокий сакральный смысл:

Ловля рыбы - иной вариант охоты...и войны как разновидности ритуала жертвоприношения. Выловленная рыба сродни пойманной дичи или плененному врагу, и то обстоятельство, что её извлекает из моря мужчина, заставляет увидеть в ней женское существо. Так, в греческих мифах богиня-птица летом парит в небесах, а зимой, теряя крылья, превращается в рыбу...Вероятно, и выловленная стариком рыба...- представляет ситуацию анода, выхода богини на свет. Сюжет, не обычный в греческом искусстве, обладает столь же глубоким ритуальным смыслом, что и жертвоприношение перед гермой Гермеса. И здесь изображен интерьер, где совершается таинственный процесс перехода от смерти к жизни - только он представлен не рукотворной постройкой, а изначальным образом вод.
Неприхотливая на первый взгляд "сценка из жизни" превращается в редкостный символ спасения - а именно спасения женщины

Вот так вот, не больше не меньше, т.е. по логике Акимовой, просто "сценок из жизни" в греческом искусстве вообще не могло быть. Я конечно охотно допускаю, что какой-нить Гераклит, Платон или Эмпедокл могли найти ещё более удивительное и глубинное, чем Людмила Ивановна трактование подобного сюжета (например) , а уж сколько всего удивительного нашел бы здесь Зигмунд наш Фрейд, представить не сложно...Только вот я позволю себе усомниться, на счет того, что простой афинский горшечник рассуждал (и даже вообще в принципе мог себе вообразить) в подобном теологическо-филосовском духе, извините - просто не верю... А уж когда (я просто глазам своим не поверила - всё-таки составители серьезные люди, а не какие-нить журналисты-популяризаторы) со страниц сего высоконаучного труда "блеснула" фраза о том, что тирания тридцати осудила на смерть Сократа, я как-то совсем расстроилась.
И тем не менее, таких закосов в общем не так много, и они не перевешивают положительных качеств книги, хочу теперь прочитать у неё про свою любимую архаику.
.