Больше рецензий
23 февраля 2016 г. 13:19
302
5
РецензияДо знакомства с "Джудом Незаметным" я когда-то урывками видела экранизацию другого романа Томаса Гарди - "Тэсс из рода д’Эрбервиллей". Несмотря на всю отрывочность восприятия, сюжет и развязка произвели на меня сильное впечатление, однако книгу я отложила: я не сторонник идеи, что читать нужно только о розовых единорогах и бабочках, но бывают такие темы, которые, что называется, "уже слишком". Вот для меня то, что я знала о "Тэсс из рода д’Эрбервиллей", было этим самым "уже слишком".
Наверное, в моих впечатлениях от экранизации "Тэсс..." и от "Джуда Незаметного", есть одна общая черта. Что-то сжимается в груди от мысли, что истории могли бы быть не столь трагичными, если бы не то время, не общество и не нравы 19 века.
Да, некоторые сложные характеры из "Джуда..." даже в наше время остались бы сложными, а низкие и подлые люди - низкими и подлыми. Но вот общественное мнение и религия не имели бы такого давления. С какой-то простой, человеческой стороны герои не делали ничего дурного, и на первый взгляд кажется совершеннейшей дикостью то, что они не могли просто жить вместе, любить друг друга, воспитывать детей и быть счастливыми. А потом задумываешься и понимаешь, что прошло больше века с момента написания книги, оттенки проблемы давно другие, но корень ее до сих пор остался: почему-то считается допустимым для общества и религии осуждать личные взаимоотношения людей.
Вообще некоторые мысли и поступки героев показались мне на удивление современными, я не ожидала увидеть таких в произведении пусть конца, но все же 19 века. Например, меня приятно поразило решение Филотсона (не буду спойлерить, но читавший поймет): невероятно мудрое, адекватное, логичное. И от того тяжелей контраст между одобрением современного читателя и резко негативной реакцией окружающего общества. И от того тягостней, что закончилось все именно так, как закончилось: откатом этого решения под воздействием... нет, пожалуй, не самого общественного мнения, а той тяжести, которая навалилась на героев, которые решили выразить протест и жить вопреки этому мнению.
Для меня книга оказалась не без "провисов": порой сложно было разобраться в оттенках отношений между героями, какие-то моменты казались мне не прописанными должным образом, а некоторые вещи - не обоснованными. Некоторые из этих "провисов" можно простить книге в силу времени написания. Например, встреть я в любой современной книге героя, который влюбляется в девушку по фотографии, а она потом действительно оказывается его родственной душой, я бы подумала: "Что за сказки? Не верю!" Но Томасу Гарди я не хочу ставить это в упрек, то, что выглядит как клише сейчас, могло не быть таковым 120 лет назад. А вот, например, в существование такого ребенка, как Старичок (в некоторые аспекты его личности), я все равно не верю, когда бы там книга написана не была.
Пожалуй, единственным небольшим разочарованием от книги стало то, что в самом начале Гарди нам выдал завязку про стремление Джуда к наукам, но очень быстро ее "развязал", и большую часть повествования посвятил другому вопросу. Это, наверное, не плохо, но некоторое чувство неудовлетворения осталось. Джуд - невероятно способный парень, который смог совершенно самостоятельно изучить латынь и греческий (и это в условиях, когда даже книги достать было тяжело), который мечтал о возвышенном, об ученой карьере... и хотя развязка этой линии показана нам очень четко и тоже несет в себе вполне определенные мораль и вывод, мне хотелось больше внимания к ней.
2013 год был давно, но все же считаю нужным отметить: спасибо SaganFra за рекомендацию во Флешмобе 2013, благодаря которой я добралась до этой книги - пусть 3 года спустя, но добралась.
Комментарии
Всегда рада дать совет!
Хороших вам книг!