Больше рецензий

5 июня 2010 г. 03:19

106

2

Эдельфельдт сравнивают с Киркегором, Достоевским, Кафкой. Но у Киркегора были глубокие и оригинальные рассуждения, у Достоевского - бесконечные, похожие на водоворот монологи "русских мальчиков". Эдельфельдт может похвастаться только одним - она создала, пожалуй, одного из самых отвратительных литературных персонажей конца XX века (в голову приходят Фредерик Клегг, Патрик Бэйтмен, Говард Кэрк). Рагнар Кальмен, живущий за счёт государства (ранняя пенсия из-за проблем со слухом) бывший преподаватель английской и итальянской литературы и поклонник барочной музыки презирает абсолютно всех: своих немногочисленных друзей, свою семью, свою девушку. Цитата: "Я слушаю "Kindertotenlieder" Густава Малера, которые всегда успокаивают меня и приближают к осознанию "вечности", погружая в состояние, которое я называю "красота скорби" или "примирение"". Прогуливаясь по улице, он обязательно почувствует раздражение - "бездумные лица людей, их тупое равнодушие". Больше всего он ценит собственный внутренний мир, "в котором царят знания и красота, в котором есть место серьёзным вещам, а не только внешней мишуре". Между прочим, на с. 110 герой признаётся в любви к творчеству Айн Рэнд (где ты, безупречный литературный вкус?) и работам Милтона Фридмана (он, кстати, был сторонником сокращения пенсий). С готовностью признаётся в собственной "убогости и инфантильности", утверждает, что он, наверное, совсем не человек. Тип схвачен очень хорошо, в этом единственное достоинство книги. И то не без изъяна. Герой настолько типичен, что кажется искусственным, засушенным музейным экспонатом. Руками не трогать - рассыпется. С остальными персонажами ещё хуже: они призваны быть глупыми на фоне героя, не понимать героя, высмеивать героя за "занудство", и вообще быть пошлыми лицемерами.
"Маленький уютный внутренний мир" - вещь страшная и опасная, не допускайте появления такого в своей голове.

Комментарии


спасибо


Вам спасибо.