Больше рецензий
9 февраля 2016 г. 21:27
1K
4.5 День содрогнулся бы, узнав, что так начнётся...
РецензияТомас Харрис
"Ганнибал"
"Всплывает в памяти звучание
Шагов, что мы не совершали,
К вратам, что мы не открывали,
Вратам, ведущим в райский сад"
Пафосное название у рецензии, правда? Как-то у меня через одно место получается читать трилогию о докторе медицины Ганнибале Лектере. Начало знакомству положила вторая книга серии "Молчание ягнят". Второй стала «Ганнибал». Ну а завершать серию рано или поздно, видимо, придётся формально первой. Такой порядок чтения серии мне совершенно несвойственен. Обычно я читаю всё по порядку. Но здесь иначе. Так случилось, что истории о таком герое такой порядок чтения. Уверен, пожурил бы мою непоследовательность и ужасающую расхлябанность. Как же так, Александр? Всё имеет начало, продолжение и конец. Красота кроется в порядке и планомерном изучении предмета. Завершённость! Только она имеет смысл…
"Подгонять память плетью нельзя. Её следует вежливо приглашать"
В "Ганнибале" отсутствует всё то, за что я невзлюбил "Молчание ягнят". Нет непонятного убийцы и его сюжетной линии; отсутствует агент, который ловит этого самого убийцу и приходит к доктору Лектеру за консультацией и помощью. Может быть, такая хитрая игра и захватила бы меня, но не в этот раз… И есть убийственный психологизм, присутствует интрига незримого колоссального напряжения преследования! Присутствует страх и нависший рок неотвратимости судьбы... и несколько поистине кровавых сцен!
"Высокомерие - не что иное, как заявление о себе. Другое дело, будет это заявление услышано или нет"
Ганнибал Лектер, очутившись на свободе и расправив плечи, оказался могущественным и первоклассным героем и злодеем. Хотя, между нами, не такой он уж и злодей. Человек (пусть и монструозный) просто захотел пожить в любимом городе после продолжительного заключения. Страшно, когда такие люди ходят по улице. Ведь они могут твой проступок расценить так, что он окажется для тебя фатальным. Ганнибал руководствуется своим пониманием мира и людей думая, что может осуждать "быдло и недочеловеков", которым является большинство людей с его точки зрения. Никогда не знаешь чего ждать от него. И ведь все его положительные качества - вежливость, обходительность, образованность, начитанность – подкупают и не оставляют равнодушным. Помните Джона Доу из культового фильма Дэвида Финчера "Семь"? Чем-то они похожи, да? И пусть я осуждаю их "право имею", большинство мыслей, которые им присущи, правдивы. Есть в них рациональное зерно. Вот только никто из людей не имеет право карать! И Ганнибал Лектер, и Джон Доу при всей своей гениальности не имеют на это право. И место им в тюрьме или лечебнице. Они одержимы... Человек такой натуры сам по себе является свободолюбивым существом, не терпящим ограничения. Являясь непревзойдённым эстетом и ценителем культуры неудивительно, что его привлекла прекрасная Флоренция – родина эпохи Ренессанса. Она даже под пером Харриса приобретает вид неправдоподобной красоты и вечного изящества. Обладая титаническим чутьём и талантом Лектер раз за разом ускользает от преследователей. Если его не трогали бы, я уверен, что человеческих жертв было бы меньше. Вот только возникает вопрос: насколько бы хватило этого его умиротворения? Через сколько очнулась бы от забытья его неспящая жажда крови и мяса? Но вот одного я никак не могу взять в толк: как такой ум и человек, уделяющий повышенное внимание всевозможным мелочам и своей безопасности, мог упустить тему с отпечатками пальцев? Сущность Лектера двойственна, она делится на две неотделимые сущности – интеллектуал и монстр-убийца. Этого человека могла «спасти» только любовь.
"Думаю, что очень легко принять понимание за сочувствие"
Кларисса Старлинг предстала в книге перед читателем одиноким, разочаровавшимся и несчастным человеком. Томас Харрис показывает нам абсолютно невзрачного человека снаружи (я вновь не смог представить её образ), но глубоким внутри. Несмотря на то, что она по натуре очень сильный человек, ей приходится тяжело переживать свои неудачи на работе и отсутствие личной жизни. Её ягнята всё ещё не спят и периодически дают о себе знать. К тому же, увиденное во время службы постоянно напоминает о себе, всплывая в памяти и появляясь во снах. Все эти убийства, бесчеловечные преступники, преступления, предательства, закулисные игры… Я всегда считал, что для работы в таких органах нужно обладать железным характером. Происходящие с тобой и коллегами ужасы никогда не оставляют человека. И ягнят становится всё больше и больше. И спасение можно найти только на время. Жёсткая, сухая женщина-карьеристка со своими тараканами в голове, у которой и карьера-то не задалась. Пусть это произошло не только по её вине, сам факт наличия неудачи отравляет ей существование. Наш главный герой очень вовремя вновь появляется в жизни Клариссы. Он помогает ей вновь обрести померкшее чувство заинтересованности жизнью и работой. Сущность Старлинг целостна, она представляет собой понятную натуру. Эту женщину могли спасти только любовь и прощание с прошлым.
"Есть такое общее для всех нас ощущение - мы все о нём знаем, но до сих пор не придумали для него конкретного названия – это счастливое предвкушение собственной способности испытывать к кому-то презрение и неуважение"
Богата книга и второстепенными героями, которых Харрис периодически и с большим мастерством выводит на первые роли. Истории следователя Пацци, одной из первых и чудом выжившей жертвы Мэйсона и его сестры Марго, юриста Крэндлера буквально оживают перед глазами. Здесь у меня воображение работало как обычно! И чем больше знакомишься с ними, тем сильнее начинаешь их ненавидеть или питать отвращение. Каждый из них болен, каждый из них является чудовищем с исковерканной душой, каждый из них является очень мерзким существом. Все их поступки обусловлены манией или слепящим желанием - разбогатеть, отомстить, навредить. Все они противные и мерзкие.
"Одно качество характера вовсе не исключает наличие любого другого качества. Они могут соседствовать рядом друг с другом, и хорошие, и ужасные"
Всё замечательно в романе "Ганнибал"! Кроме концовки. Уж очень она получилась неоднозначной! Сравнивая окончание фильма и конец книги, я прихожу к выводу, что завершение истории о Лектере и Старлинг в фильме мне намного ближе. Конечно, любой конец может быть, и я не имею право осуждать автора в отсутствии правдоподобности или нелогичности. Но… Ну не представляю я, как такой человек будет жить дальше. Он – одиночка! Этот товарищ абсолютно асоциален. К нему можно и нужно испытывать притяжение, но вот любить…? И мне кажется, что открытый конец больше подходит этот истории… Какой конец вы ни приняли бы, всё равно возникает ощущение, что столкнулись два мира и два одиночества… И их спасение только друг в друге...
"Трагедия не в том, что человек умирает, трагедия - когда человек умирает зря"
P.S. Роман местами кажется немного занудным. Несмотря даже на то, что сюжет книги целостен и продуман до мельчайших деталей. Особенно это касается некоторых сцен, происходящих во Флоренции. Чуть-чуть подсократить его и было бы вообще «Моя прелес-с-с-ть!». Пусть в книге присутствуют недостатки, она всё равно остаётся одним из столпов жанра психологического детектива-триллера…
P.Р.S. У меня ещё долго в глазах будет стоять демонический красный блеск доктора медицины Ганнибала Лектера. И я ещё некоторое время буду слышать его и шёпот, его голос... Ведь мне сегодня ночью снился этот персонаж... Только я не помню, в какой роли я выступал в этом сне. Наверно, это и к лучшему, что не помню. А то вдруг...
Рецензия написана под музыку Tuva Semmingsen - Lascia ch'io pianga (G. F. Händel).
Mit freundlichen Grüßen
А.К.

Хочу выразить благодарность Ире Rianka за то, что подтолкнула меня к продолжению знакомства с творчеством Томаса Харриса. Без тебя я ещё не скоро смог бы открыл "Ганнибала". Я получил удовольствие от совместного решения познакомиться с завершающей трилогию книгой и совместного (!?) же чтения))) Надеюсь, что в скором времени я прочитаю "Красного дракона", и мы вместе закончим эту тетралогию.
Спасибо!
Комментарии
И тебе спасибо :) Жду покорения тобой Красного дракона, а потом вместе приступим к последней части :)
Обязательно! Только дадим небольшую передышку и восстановим силы перед последним броском)))
Дак, конечно :)
А я как-то из этой линейки книг (да и фильмов) про Ганнибала Лектера отдаю предпочтение "Молчанию ягнят". А вообще, спасибо за рецензию, интересно :)
У меня в последнее время произошёл сдвиг в моих приоритетах в этой серии. Раньше "Молчание" было непотопляемым фаворитом, а сейчас таковым начинает казаться "Ганнибал". А "Красный Дракон" переместился на второе место. Вот такие метаморфозы происходят сейчас в моей голове. Изменчивое с годами восприятие, будь оно неладно))
На самом деле, про Ганнибал: Восхождение все отмечают что это уже совсем не тот Харрис. Так что, начинать с Молчание ягнят наиболее правильно)
Мне кажется, что читать в данном случае нужно в том порядке, в каком были выпущены книги, чтобы более цельно погрузиться в сюжет трилогии и с большим интересом проследить изменение характеров героев.
А "Восхождение" было написано уже после. И тем интереснее ознакомиться с ним после оригинальной трилогии. Ведь интересно узнать, с чего всё начиналось. Пусть он где-то уже не тот или не оправдает наших ожиданий))
Прочла всю серию и нахожу именно эту часть самой лучшей. Самой отвратительной по содержанию, но именно поэтому она - лучшая :)
А "Восхождение" очень унылое.
Пы.Сы. Кларисса Старлинг - дура. Так ей и надо.
Сидит во мне то же чувство, что эта часть лучшая. Интересная аргументация. ))
Я по фильму это понял. После просмотра сразу подумал, что и книга будет пустой, ни о чём.
-: ))