Больше рецензий
7 февраля 2016 г. 19:43
292
3 Мастер обертки
РецензияПрочитал на днях «Возможность острова» Мишеля Уэльбека. Такой Селин для совокупности организмов, обитающих в толще офисов и пассивно переносимых водным течением. Ценить Уэльбека это диагноз, причем не самый ободряющий.
Проблема писателей подобных Уэльбеку в том, что они действительно увлекательно пишут. Причем, в отличие от виртуозов низких жанров, вполне наскребывается содержание. Пара цитат из Хайдеггера, тройка аллюзий на не совсем общие места истории – и готово. Антиутопия бессмертия. Утопия счастья. Или как там было?
Уэльбек напоминает некрасивую женщину, пытающуюся себя преподнести. Здесь казус вульгарности бьет ключом. Когда-то изящные дамы умели подчеркивать наиболее роскошные фрагменты своих тел, но это быстро приелось, так как было растащено всеми подряд.
Не подчеркивание красоты, но просто подчеркивание. Уэльбек берет коротконогую пухлую страхолюдину и оголяет. Причем публике, как и самой страхолюдине, не приходит в голову, что эта артикуляция, перенесенная из модельной эстетики, подчеркивает только несоответствие объекта и образа.
Тем не менее, публика все это одобряет. Вчера она впитала очарование модели, а сегодня схожую аффектацию принимает за продолжение вчерашних образов. Эта логическая неточность напоминает веру дурнушки, что, если она натянет на себя шмотки с рекламного плаката, то станет такой же красивой, как модель.
Единственное, что можно вменить в заслугу Мишелю Уэльбеку – то, что он так виртуозно научился пользоваться эстетическим просчетом аудитории, наряжая плоские интуиции среднего человека в нарядные костюмы. Мастер обертки.
Глядя на фотографии Уэльбека, можно только порадоваться, что Франция вырастила своего нобелевского лауреата по литературе, нисколько не уступающего Светлане Алексиевич.