Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2016 г. 20:41

468

5

«На половине крыла, да на честном слове»
Поговорка о живучести Ил-2.
«…война не была для меня рядовым событием, но я не могу сказать, что она – самое яркое впечатление моей жизни. Так…текучка, связанная с риском для жизни…»
Хухриков Юрий Михайлович, летчик 566 ШАП (штурмового авиационного полка), 84 боевых вылета, москвич.
«Когда закончилась война, я написал первое письмо матери. В нем было всего четыре слова: «Мама, я остался жив».
Андреев Иван Иванович, летчик 810 ШАП, 105 боевых вылетов, родился в Башкирии.
За годы войны выпущено 36154 самолетов-штурмовиков Ил-2 (356 штурмовых полков) - абсолютный рекорд. Боевые потери 10759 самолетов Ил-2. На одну безвозвратную потерю Ил-2 пришлось 52,8 самолетовылета.
«Мама, я остался жив» написал летчик-штурмовик матери в первом письме за войну. Когда я это читаю, каждый раз наворачиваются слезы. Он знал, что не выживет, потому не писал матери. Он сделал 105 боевых вылетов и ему повезло. Господи, какое счастье, что у нас были (есть) такие предки!
Это небольшое вступление и эпиграф написал сейчас. Все что ниже – выписки из книги для себя. Может кому пригодится…
* Фугасные бомбы бросали с 900-1000 м, ПТАБ (противотанковые) с пикирования. Бомбили на глазок или «по сапогу». Шутники придумали шифр несуществующему прицелу КС-42 (кирзовый сапог 42-го года): рисовали прицельные кольца на капоте, когда цель оказывалась в створе дуг – сброс бомб.
* Выбрасывали ампулы АЖ-2 с самовоспламеняющейся жидкостью КС.
* Тормозные щитки обеспечивали бомбометание с пикирования под углами не менее 50 градусов. Система уборки-выпуска ТЩ воздушная. Прибора контроля тормозных щитков на первых самолетов не было: при не синхронном выходе ТЩ самолет «сваливался» (многочисленные аварии и катастрофы).
* Пушка ШФК-37 и магазинное питание размещались в обтекателях под крылом. Сильная отдача, не синхронность в работе пушек, малый запас продольной устойчивости приводили к сильным «клевкам». Очередь могла быть не более 3-4 снарядов. После каждого полета с НС-37 приходилось протягивать болты лент стыка крыла. НС-37: при стрельбе если "клинило" пушку самолет разворачивало в сторону стреляющей пушки и плоскости отрывались.
*Вопрос о восстановлении производства Ил-2 с НС-37, доводка самолета с 45-мм пушками (НС-45) с повестки дня был снят.
* Применяют термин «руль глубины».
* Штурмовику явно не хватало мощности мотора, с декабря 1942 г. начали устанавливать форсированный на взлетном режиме мотор АМ-38Ф.
* Уходить из-под атаки «месершмитта» сзади было целесообразно скольжением с креном 28 град. («мессер» лишался прицельного огня).
* Гомогенная броня – однородность структуры по всей толщине стали.
* У каждого стоит кинофотопулемет, работа по цели подтверждалась фотодокументами.
* Стрелок сидел на ремне, никакой брони.
* Бронекорпус и не полностью убирающиеся колеса позволяли сажать машину на живот (сносило маслорадиатор, винт, но это быстро восстанавливалось).
* Не было антифриза. Зимой мотор прогревался лампами. Механикам приходилось постоянно прогревать двигатель (запустил, прогрел, лег в ложбинку капота, дремал, как остыл мотор снова запускает).
* Каждые 10 часов проверялись клапанные системы: надо было снимать броню, головки цилиндров, проверять регулировку клапанов, менять прокладки.
* Ресурс мотора 100 часов (примерно 100 вылетов). 1-1,5 летних месяцев работы (зимой чуть больше). Замена мотора ад для техника: поскольку броня была силовым элементом, после снятия брони, затем мотора ферма «просаживалась». Бронелисты после установки нового двигателя не поставить крепежные отверстия не совпадали.
* После каждого полета необходимо было снимать маслофильтр – проверять на стружку. Если механик после этого забывал открывать кран подачи масла на фильтр, масла в двигателе хватало на руление, взлет, набор высоты, дальше мотор начинал греться. Летчик экстренно садился обратно (с полным бокомплектом, иногда приходилось бросать бомбы куда попало). Технику, инженеру эскадрильи – трибунал.
* Бензин с присадками – наша розовая, американская зеленая. На свечах плотный нагар, счищать каждые пять часов налета.
* 70 – 80 процентов приговоров летчикам и ИТС выносились с отсрочкой исполнения до окончания войны, Осужденные обычно направлялись в свою АЭ («чтобы искупить вину перед Родиной на глазах у своих товарищей по оружию»)
* В 1 ВА от 18.08.1942 г. сформированы три штрафные эскадрильи, далее появились в 3 ВА, 8 ВА.
* Провинившихся офицеров (не обязательно летчиков) присылали в боевые полки Ил-2. Они должны были выполнить 10 боевых вылетов в качестве воздушных стрелков.
* В эскадрильи был денщик – «дядька», как правило старый солдат (кровати убирал, подметал, стирал).
* Были случаи: на радиаторах, погнутых винтах привозили куски человеческой кожи, куски черепа, ветки – штурмовали позиции на «малой высоте».
* Самые сложные цели (задачи): аэродромы, мосты, переправы (организованная ПВО), фотографирование передовой (надо было идти на высоте 1,5 – 2 км и не шелохнуться.
* 25 процентов молодых летчиков погибло при выполнении первого боевого вылета.
* Основная масса летчиков погибла в первых 10-ти боевых вылетах.
* В начале войны Героя Советского Союза давали за 30 боевых вылетов, после Курской дуги уже за 80. 10 вылетов – «За отвагу», 15 вылетов – «Красная Звезда».

Комментарии


Завтра же расскажу об этой книге своему старшему коллеге, он любит и читает об этом.
Его отец был военным лётчиком, воевал в дальней штурмовой авиации, был в составе сводного полка Карельского фронта, который открывал Парад Победы.
Многое из рассказанного Вами, Олег, мне знакомо по рассказам этого человека, которого, к сожалению уже нет с нами, но к счастью, он дожил до глубокой старости.
А ещё у него было очень много фронтовых фотографий, именно потому что "работа по цели подтверждалась фотодокументами", у них в полку были штатные фотографы, которые снимали и сослуживцев.
Фотографии старые, но очень качественные, большого формата, лица видны... Некоторые похожи на кадры из фильма "В бой идут одни старики".
Сам Александр Сергеевич был как раз из стариков, до войны успел закончить военное училище и получил звание ... старшины, т.к. попал в короткий период, когда офицерские звания выпускникам не присваивались. После спохватились и присвоили, но в начале войны прибывали лейтененты после трёхмесячных кусов, и задирали носы перед опытными лётчиками-старшинами.
И про огромные потери этих лейтенантов в первом вылете он тоже рассказывал.
Спасибо за рассказ о книге!


Елена, спасибо Вам. У каждого участника той войны есть минимум одна интереснейшая история - история его жизни. Я у собственного деда выспрашивал как он служил срочную еще до войны, как ушел на фронт и воевал, как был ранен. Колоссально интересные эпизоды его жизни записывал. Однако все равно сейчас понимаю мало, очень мало записал. Жалко и не вернуть ничего...
Интересно на каком самолете (тип) воевал отец Вашего коллеги? Если это известно, то будет понятно в каком полку... Просто не было дальних штурмовых. Были дальние бомбардировочные, возможно полк пикирующих бомбардировщиков...В фильме "В бой идут одни старики" история полка истребительного..


Олег, я непременно расспрошу. Наверное, я что-то напутала с терминологией. Мой коллега знает в каком полку служил его отец, он дотошно расспрашивал его и многое успел записать.
Многое, но не всё.
Как я уже писала, сохранилось на редкость много фотографий. В том числе три фотографии какого-то его товарища-летчика. Подписаны "другу Саше " и имя, без фамилии.
Все сделаны в один день - 1 мая. Уже на первой фотографии (42-й год) у парня ордена, на второй (43-й) появилась Звезда Героя, на третьей (44-й) - вторая Звезда. На первой он капитан, на третьей - подполковник. Фотографии 45-го года нет.
Ясное дело, что вычислить этого человека сейчас просто, зная полк, звание, награды и имя. Но вычислять коллега не стал. Сказал, что тогда, в молодости у отца не решился спросить, почему больше не было фотографий. Хотел и сейчас хочет верить, что парень этот дожил до Победы, просто война развела.

Извините, что не ответила сразу: уведомления приходят только если комментарий идет как ответ на мой коммент, а не как корневой к рецензии. Это я после сегоднешней Вашей рецензии захотела перечитать эту и наткнулась.


Хорошо, Елена. Я и не знал... учту впредь, что писать надо в ответ на комментарий.


Олег! Вам огромный привет и благодарность от моего старшего друга-коллеги за наводку на эту серию книг.
Его отец воевал в дальней авиации.
До 43-го года летал на ТБ-3, потом до конца войны на американских B-25 и А-20J. Сохранилась даже его боевая книжка, где учтены все вылеты.


"На одну безвозвратную потерю Ил-2 пришлось 2,8 самолетовылета".
С какой целью неправду пишете?


Глупый вопрос. Конечно с целью оболгать, оплевать и очернить…

В этот раз пятерка перед двойкой «потерялась», а так исключительно с этими черными целями…