Больше рецензий
5 февраля 2016 г. 17:48
145
3
РецензияКнижка 2004 годом. Ещё одна сторона проблемы управления качеством, проектами, инновациями, развитием и проч. Книжка – 2004 года. Зададим себе вопрос: авторы, пишущие «на тему» - сколько проектов по управлению качеством они сделали лично? И это – не упрек, это – констатация горького, не очень приятного, но факта. Вина авторов? Да, нет, конечно! Откуда чему браться? Откуда? Да нет, не всё так просто с советским опытом. Позвольте в продолжение темы рассказать историю, которую и хотел бы выдать за отзыв. По управлению качеством. Итак.
Работая в одной очень большой компании, общался с коллегой, который, имея два высших образования, по первому был инженер-самолетостроитель (прошу простить, если не точно написал специальность). По долгу службы обсуждали вопросы ремонта и эксплуатации определенных технических систем: удобство для эксплуатирующей компании, эргономичность, статистические ряды и распределение поломок; проблемы усовершенствования узлов и т.д. Далее – внимание! Не переносящим на дух всё советское, просьба не читать. Потому что будет про стандарты и качество мирового уровня, сравнимого с «Боингом» и «Локхидом».
Что придумали в авиационной отрасли в Советском Союзе? Ту систему, которую много позже стали использовать, в том числе в производстве компьютеров – блочные схемы. Если что-то выходило из строя, никто не заморачивался на ремонте – специализация в авиационной отрасли ССССР была налажена давно и полностью оправдала себя. Вылетел блок – его просто меняли, а ремонтом занимались те, кто должен, у кого оборудование соответствующее и проч. Никто кустарно не ковырялся в самолетах и узлах. Поскольку статистика поломок, выходов из строя, мелких неполадок была поставлена ещё с конца 60-х годов на всём (!) рынке авиаперевозок, представляете, какая статистика была собрана, проанализирована и проч.! То есть знали всё. Более того, проходил обязательный разбор полетов до материаловедения – из чего сделана и как сделана отказавшая деталь.
Нужно ли говорить об уровне безопасности полётов «Аэрофлота»? Напомню: эта советская компания держала, внимание», держала 50% всех пассажирских перевозок мира! Вот как-то такое управление качеством. Ну, вечный круговорот: разработали-внедрили-похерили-забыли-вновь вспомнили-внедрили и т.д. На странице 503 фраза: «В конце концов, русскому человеку, например, требуется целая жизнь, чтобы научиться быть русским»!
Хорошего, приятного и качественного чтения!
P.S. Нужно ли говорить, что блок-схем, массива специальной лексики, самой наисовременнейшей, в книжке достаточно.
Комментарии
Парадокс: мой преподаватель в университете, которая вела спец курс по внедрению систем качества, чудесно в этом разбиралась, самолично не раз внедряла данные проекты в несколько компаний (отмечу успешно), но своего учебника/пособия/методички не издавала. Только как соавтор среди великого множества фамилий на титульной странице. Говорила, что ей проще показать это на деле, чем написать. А авторы учебников были чистые теоретики. Вот такая история) Научную литературу очень сложно выбирать толковую.
Совершенно с Вами согласен. Убежден, что если бы в обществе был востребован запрос на качество, управление им и, шире - вопрос производительности труда, - всё - и книги, и реальный опыт внедрения были бы иными. По информации РЖД производительность этого сектора экономики США в 10 (!) раз выше, чем РЖД, в Европе она в 5 раз выше. Это ведь как в любви: обоюдное желание и стремление преодолеет временные трудности.
А знакомы ли Вам семь инструментов контроля качества знаменитого японца Каору Исикавы?
Доводилось ли Вам заполнять контрольные карты и строить в докомпьютерные еще времена диаграммы имени упомянутого выше товарища, дабы выявить связи между технологическими параметрами и качеством конечного продукта?
Кроме шуток, великая вещь! Ещё в конце 80-х пытались внедрять у нас на заводе. Ксрокопию книжки имел практически каждый инжеренер (называли просто "исикавой").
Но "разработали-внедрили-похерили-забыли-вновь вспомнили-внедрили " - всё так и есть.
А суть простая. Найди лучшее и строго этого придерживайся. Шесть сигма. Настроенность и воспроизводимость.
Сударыня, добрый вечер! "Обрадую" новой порцией отзывов сегодняшним вечером - держись!
Нет, не знакомы мне ни 7, ни даже 6 его инструментов. Блин, Лен, даже 1 единственный - нет, не знаком!
Ты серьезные вещи затронула. Смотри: пересмотрел за последнее время много книжек на тему. Собственно, писал уже об этом: культура как синоним целостного подхода к целостной же системе. Которую, если не существует, то нужно делать именно как систему. Долго, нудно. Но, как всем известно, наш народ к длительным трудовым напрягам - очень даже способный, гы-гы-гы. Отдельные инструменты - да, видимо, эффективны, ты сама об этом говоришь. Но временно и не во всем. Наверное.
Лен, ещё такую штуку скажу: ты права, нужно осмотреться и понять, что у тебя здесь. Поймешь, если захочешь, и сто пудово всё сделаешь. Шесть сигм - перечитал книжку - не понравилась она мне. А то, что герр Гёдель со своей теоремой живет и процветает (слава Богу, между прочим), так об этом я хочу тебе рассказать историю белорусскую. А если повторяюсь - так и скажи: стареешь,батенька, с памятью что-то у тебя. История.
Как известно, в Белоруссии государстве инвестировало большое количество средств в деревопереработку. Логика и смысл - совершенно понятны, возражений нет. Как, между прочим, и по поводу централизованного способа инвестиций. Но что произошло далее?
Не буду называть конкретное производство (возможно, оно и не попало в этот круг), рассказывал мне об этом мой комрад-белорус, ныне (и давно) проживающий в наших краях. То, как лежит пиломатериал, как его складируют, как его хранят, как его могут за известную "валюту" вывезти за пределы и продать=обменять - всё это мы уже видели в нашей Родине. Ничего не изменилось. Так получается. Он, безусловно - патриот, нормальный человек, рассказывал без надрыва и злорадства, разумеется. И, Лен, я мораль-то подвожу не такую, что если бы был хозяин и проч. Нет,мораль иная. Почему так происходит - понятно: всё вокруг колхозное, всё вокруг моё. Проблема отчуждения так и не решена даже у вас. Про нас и говорить нечего в то смысле,что у нас бизнес у владельца могут менеджеры разворовать на раз, а не то, что дядя Вася что-то там вынесет. Проблема одна, имхо: преодоление отчуждения работника от плодов труда (Маркс, привет!). Тойота к этому близко-близко подошла, остальные - на страхе держатся. Вот, как-то так. Прости, что комментарий таким большим получился.
Да, контроль качества - это, действительно, нудно и постоянно. Выполняйте прописанное, и вам воздастся по трудам (так оно и есть, кстати, в технологически сложном производстве это сильно чувствуется).
А более глобальная проблема... На неё этот профессор Исикава не покушался даже в своём японском масштабе. А уж в нашем ...
Елена, добрый вечер!
Знаешь, там ведь на самом деле качество - оно везде, не на пункте ОТК, оно встроено в каждую операцию, каждый процесс. Думаю, ты и сама это знаешь.
Я вот о чем подумал в связи с твоим сообщением: нельзя нам планку опускать - типа даже японцы... куда уж нам! Так привыкаешь к второсортности, не правильно это. Думаю, уверен, что и это ты понимаешь. Как и то, что вот так всё вокруг и в глубине устроено, что такие круговороты.