Больше рецензий
7 января 2016 г. 11:30
488
3.5
РецензияКак и в случае с "Садами луны" , первой частью малазанской хроники, которую я прочел ровно год назад и с тех пор целый год побаивался браться за продолжение, Эриксон оставляет очень смешанные впечатления. С одной стороны, читать второй том куда проще, чем зыбучие пески незнакомых, непонятных и никем не объясняемых реалий, которые являл собой примерно полностью том первый - с другой, это непрямой сиквел, которому в наследство остается лишь пригоршня знакомых персонажей, да и действие переносится на принципиально новый континент. С одной стороны, погружение в комплексный, колоритный и самобытный мир удается автору на пять кровомух из пяти - с другой, размах происходящего нередко граничит с опасной мегаломаниакальной графоманией. И так далее, в этом же духе.
Мускулы этой книжки главным образом бугрятся в областях, отданных на откуп мрачному реализму. Во-первых, это божественная линия историка Дюйкера, который сопровождает армию военачальника Колтейна, местного Эрвина Роммеля, на всем протяжении ее самоубийственного отступления из охваченного восстанием пустынного региона с ма-асеньким таким осложнением в виде балласта из нескольких десятков тысяч беженцев, требующих защиты. Сюжетная ветка "Цепи псов", как окрестили этот поход сторонние наблюдатели, пропитана кровью, пóтом, прочими малоприятными человеческими секрециями, а также горем, отчаянием и безысходностью, которые сквозят из каждого внутреннего монолога хрониста. Каждый раз, когда авторское око отвлекалось от Колтейна, Дюйкера и Седьмого легиона, я с одной стороны испытывал раздражение, а с другой - получал возможность выдохнуть и вспомнить, что это всего-навсего художественный вымысел.
Во-вторых, это история Фелисин, избалованной девицы из столичной дворянской семьи, которая становится жертвой чистки и попадает в негостеприимные рудники, откуда и начинает свой извилистый путь к перерождению, полный внутренних противоречий, лишений и насилия. Чем-то мне эти куски отдаленно напомнили ранние годы мартиновской кхалиси. Ей тоже немало доведется побродить по пустыням - это, впрочем, во "Вратах мертвого дома" не баг, а фича; саммари книжки вообще можно сократить до чего-то вроде "Усталые чуваки группами бродят по пустыням; иногда они встречаются, а иногда нет". Моей нордической натуре вообще-то не очень интересно читать обо всех этих дюнах и барханах, так что автору бонус-очко за общую увлекательность происходящего, благодаря которой я не забросил этот кирпич на полпути.
А вот магия-шмагия мне у Эриксона и не нравится, и не очень понятна, и подозреваю, что первое проистекает из второго. Я не люблю системы, у которых не видно четких лимитов и общей стройности, я до сих пор не представляю, как в этом мире работают боги и пресловутое Возвышение, у меня не вызывает восторга красочное ипическое прошлое местной вселенной, и сюжетная линия Маппо и Икариума (а заодно и Скрипача с его пионеротрядом) по всем вышеуказанным причинам оставила впечатление чего-то сумбурного и неоправданно туманного. Впрочем, о чем говорить, если на профильных форумах этой серии любимая поговорка на все случаи жизни - "read and find out", а ответ на вопрос "и сколько же ждать?" вовсе не "две-три главы", а "три-четыре тома". Наверное, я буду читать Эриксона дальше, но не факт, что до следующего заплыва в эти опасные воды не пройдет еще один год.