Больше рецензий

15 декабря 2015 г. 08:05

7K

5 Для чего нужны Три Мушкетера или Голосуйте за Атоса

Мы еще не начали читать "Три мушкетера", а нас уже одним названием поставили в тупик. Натыкаясь на не читавших это произведение, приходишь в некоторое недоумение, ибо таковые когда-то встречались крайне редко. Даже если клиент был совершенно туп в плане распознавания букв, то и он открывал книгу, смотрел картинки и пробегал глазами пару-тройку диалогов. После очередного показа "дАртаньян и три мушкетера" улицы наполнялись пьяным пением "пара-пара-парадуемся" и воплями мальчишек "Один за всех и все за одного". Наш такой глупый и такой хороший фильм сыграл ключевую роль во взаимоотношениях Александра Дюма-отца и русскоязычных читателей. Дюма читали все и я сам, помнится, как-то, классе этак в 8-м, в новогоднюю ночь оторвался от королевы Марго только на длительность боя курантов. Да и то, чтобы втихаря от родителей хлебнуть из запретной бутылки.

В изобилии были представлены версии "Четыре мушкетера", родные, французские, но мысль - почему же все-таки роман Дюма обозначен как "Три мушкетера", посетила меня довольно рано. И довольно быстро в самом тексте был найден и ответ, заботливо подсунутый автором

д'Артаньян, строя план будущих интриг и решив сделать Атоса, Портоса и Арамиса орудиями собственного успеха, был совсем не прочь заранее собрать невидимые нити, с помощью которых он и рассчитывал управлять своими тремя приятелями

Довольно цинично, не правда ли? Как-то это не очень вяжется с образом настоящей мужской дружбы, изображенной в нашем фильме. Но дружба не появляется сама собой на ровном месте. Она становится итогом чего-то, она часто совместно выстрадана, она не нуждается в подтверждениях и лозунгах. И, помимо того, что история о мушкетерах занимательна сама по себе для любого мальчишки, а мужчины не взрослеют, лишь только набирают вес - в придачу ко всему этому мы имеем перед собой целый учебник жизни, курс молодого бойца, знаете - сколько дАртаньянов в этом мире покинуло уже свою Гасконь и на старой кляче с пятью экю в кармане отправилось на поиски счастья. В Москву. Или что там у кого поближе.

Сам дАртаньян, ловкач и проныра, довольно по-скотски относится к людям, что объясняется совсем не временем, не Парижем и не высокими целями. Это его личное свойство, взлелеянное им и неприкрытое от глаз читателей. С одной стороны это возмущает читателя, но с другой - подкупает своей искренностью. Этот всепроникающий, любопытный, наивный, быстро обучающийся герой по натуре даже где-то асоциален. Он крайне противоречив и, как мне всегда казалось, это не временное его состояние, а на всю жизнь. Поборникам нравственности, как собакам кость, Дюма бросил своего Атоса, который не просто нереален - он фантастичен. Кинематограф ухватился за эту возможность помимо Дюма и дополнил ее совершенным образом некоего монстра. Я его всегда сравниваю с непогрешимым мальчиком-Электроником, роботом, который самый умный, самый сильный, самый благородный и т.д. и т.п. Дюма прилизал Атоса со всех сторон, но и сам же подготовил ему черный выход - обозвал его молчаливым алкоголиком. Но где же это на деле? В основном все это слова. Где-то за границами повествования Атос может быть и есть тот самый алкаш, но и в это слабо верится. На наших же глазах он активен, он берет на себя инициативу, помогает и руководит, у него даже чувство юмора проскальзывает. Если забегать немного дальше, то, как мы помним, во время встречи с некоей госпожой Атос обнаружил у себя даже эрекцию! Об алкоголизме напоминает история с трактирским погребом, где Атос просидел 2 недели и выпил 150 бутылок вина. Даже если округлить до 10-ти бутылок в день и вспомнить, что вино в 17-м веке было довольно слабеньким, то все равно - лично я не берусь повторить подобный подвиг. А алкоголика характеризует как раз получение максимального прихода от самых малых доз. Его организм уже давно перестроился, поэтому сей прецедент говорит только в пользу Атоса.

Вообще, эти три главы "Портос", "Диссертация Арамиса" и "Жена Атоса" видятся самыми удачными в повествовании. Они реально живые, интересные и в них наиболее ярко раскрываются характеры мушкетеров. Делая упор на людях, не стоит сразу же делать выводы о взаимоотношениях. Дюма, как мне видится, из тех людей (или не Дюма, а, как ныне модно, указывать на творческую группу "Дюма"), что в отношениях впадают в крайности. У него все герои балансируют на грани страсти-любви, ненависти-войны. Уродом предсказуемо показан покладистый и предприимчивый Бонасье, что вполне понятно. Несмотря на это, сами мушкетеры где-нибудь в историях с гонкой за снаряжением немногим отличаются от базарных прощелыг. Это, опять же, делает их более естественными, но и отдаляет их образы от высокого романтизма. Любовь и война - это вообще два самых грязных дела на этом свете. И, если вспомнить, что тема эта преобладает абсолютно во всех произведениях Дюма, то это лишний раз подтверждает его некоторое участие в создании данных шедевров. В природе не существует авторов абсолютно совершенных, все мы люди, и всем нам что-то нравится и что-то не нравится. Возможность побродить по Франции разных времен в прекрасной компании - за одно это стоит поблагодарить великого графомана и великого коммерсанта Александра Дюма-старшего.

Немного о банальном. То есть, о графском пруде. Предыстория "миледи - граф де Ла Фер" смогла набрать максимальное количество голосов по итогам всеобщего русскоязычного мушкетероведения. Расскажу о том, как все это видится мне. В основе всего лежит обман. Представьте девушку из очень хорошей семьи, милую и юную. Толпа ее родственников улыбается вам и всячески поощряет ваши отношения. Что вас ждет потом, когда вы обнаружите клеймо? Вас не станет. Может где-то и будет болтаться ваша бренная оболочка, но сами вы растворитесь в вечности сразу же после того, как обнаружили обман. Возможно, что вам удастся пережить подобное потрясение, но и здесь нет пути назад. Мир получит вас нового, вас искаженного, с травмой на всю жизнь, которую уже не вылечить. А потому, совершенно неважно - что далее делал Атос. Пьянствовал или лез под пули. Дюма вручит ему вторую жизнь в следующем произведении, но это будет настолько нескоро в литературном смысле, что уже и не верится, что это тот самый граф де Ла Фер. К тому, как обошелся Атос с миледи, примешивается еще и средневековая дикость, но, как показывает дальнейшее повествование, он и в этом был абсолютно прав. Человек был очень проницательный и вполне мог предугадать - на что способна миледи в принципе.

Про дАртаньяна можно сказать примерно тоже самое, что и про Атоса. Он, хотя и главный герой, но описан как-то со стороны. В большинстве произведений классиков всегда присутствует четкий голос автора, который можно не только услышать, но часто и увидеть. В "Трех мушкетерах" подобный голос присутствует повсеместно, но самого Дюма как бы и нет. И я не склонен думать, что это результат постороннего вмешательства. Если заниматься селекцией произведений Дюма и установить, скажем, что за 2 года он написал "Три мушкетера", "20 лет спустя", "Королеву Марго" и еще 5-6 менее значимых произведений - все это, конечно, очень сомнительно. Но, в конечном итоге, какое наше дело? Целостность конкретно этого произведения налицо и нет сомнений, что в итоге его писал один человек.

А то, что слова автора идут вразрез с тем, что происходит в "Трех мушкетерах" на самом деле, то это нестрашно. Может Дюма таким образом создавал дополнительные картины для себя, может пытался внушить что-то читателям - в каком-то смысле это даже оригинально, ибо открывает более широкие просторы для фантазии самого читателя. Одно время мне казалось, что реализм и некая практичность исходят от Портоса. Его так все друзья величают. Потом оказалось, что таким великим предпринимателем Портос зовется только на фоне своих непрактичных друзей. Но портосовские ужимки и сенсорная грубость выглядели очень достоверно. Еще мне казалось, что Арамис окутан завесой тайны специально, ибо автор так до конца и не смог проникнуть в этот образ сам. Наконец, Ришелье - проницательный физиономист, неровно дышит к дАртаньяну. Что это? Любовь? Любовь к себеподобному? Не берусь судить, но сам себеподобных люблю только в литературе.

В итоге, у каждого в жизни были свои Три Мушкетера. Три учителя, что помогали в полной мере ощутить самого себя. У кого-то их было больше, у кого-то меньше. Не суть. Поблагодарим же господина барона Проспера-Жоржа Дю Руа де Кантель, Остапа-Сулеймана-Берта-Мария Бендер-бея и только Ходжа Насреддин без всяких фокусов вписал свое короткое имя в этот список.

Ветка комментариев


Оно и понятно. Французы сняли слишком реалистично. Бюджет - относительная категория в те годы. Если сравнивать задействованных звезд местного кинематографа, то наши сериалы круче голливудских блокбастеров


Неа, не поэтому. Просто я со скрипом воспринимаю такие околоисторические фильмы с попыткой осовременивания событий и героев. Возможно, если бы не было привязки к конкретным событиям, понравилось бы больше. А, и ещё мне Наваррский совсем не понравился.
Бюджет тоже имеет значение. Звёзд же надо во что-то аутентичное одеть, окружить соответствующим интерьером.


Нормально их одели, насколько помню. Там много и не нужно для любого сериальчика. Сериал - сам по себе нечто низкопошибное. "Графиню де Монсоро" вроде как сняли хорошо. Правда, по-моему, я все равно не смог досмотреть. "Королева Марго" - это идиотизм и глумление даже над Дюма. Французский сериал "Графини" был удачен образами. Там был самый крутой Бюсси и Шико.

Околоисторический как раз сериал. Реалистичный фильм более похож на правду. Нечто грубое и шокирующее вполне напоминает дикое средневековье. Они же еще и не мылись в то время. Антисанитария была даже в Париже. Красавца Генриха - да, подобрали неудачно. Зато пара Ла Моль - Марго очень удачная. Да и сюжет переврали


Грязь и антисанитария - это ещё не соответствие реалиям. Принцесса крови не может выглядеть как побирушка в рваном тряпье. Ну и поведение героев - и не книга, и не XVI век.
Сериал, конечно, в этом смысле более глянцевый получился (романтичное прошлое - у нас это любят), но зато и ближе к тексту. А одели по принципу старого анекдота про Эрмитаж и нового русского: "бедненько, но чистенько".
В "Королеве Марго" была зато прекрасная Екатерина Медичи. Наверное, лучшая из всех экранных образов. Да и Певцов в образ Генриха неплохо вписался. В "Графине..." так вообще все хороши - и Шико, и Бюсси, и Генрих III. А вот французскую "Графиню" я смутно помню, хотя смотрела.

И, нет, сериал - это всё-таки особый вид искусства. И здесь, как и везде, может быть и низко-, и высокопошибное.


Принцесса крови не может выглядеть как побирушка в рваном тряпье. Ну и поведение героев - и не книга, и не XVI век.

ох уж, этот ваш идеализм.
Сериалы были великими для конца 90-х. Тогда вообще кино не снимали. Васильева - это понятно. Она вам должна нравиться, потому что я ее терпеть не могу. Певцов вам понравился? Вот уж Генрих должен был быть пошустрее. Не такой, конечно, как французский, но все же. Все эти гардемарины сделали цирк из вполне серьезного исторического прецедента. Боярский тоже, вероятно, решил, что он и Дюма - братья по разуму. В общем, Жигунов в тот сериал собрал всю шушеру, чтобы денег раздать. Как шабашник с бутылкой, который всех окрестных алкашей созывает на бал


Это скорее перфекционизм + проф.деформация.

Она вам должна нравиться, потому что я ее терпеть не могу.

:))
Я к Васильевой спокойно отношусь (навскидку вообще не могу вспомнить ни одного фильма с ней, кроме упомянутых), мне именно образ понравился.
Генрих у Певцова, на мой вкус, получился более или менее подходящим - такой раздолбай, начинающий осознавать, в какой омут его втянуло. Может, стоило сделать его более любвеобильным, а то кроме мадам де Сов ни одна красотка и не мелькнула. Ну или я не помню. Зато вспомнила ещё Михаила Ефремова, тоже хорошо сыграл. В общем, мне, по ходу, из сериала больше всего монаршие особы понравились. Остальные, увы, никак.


Проф. Деформация - это вам кажется. Вы, наверное, давление воспринимаете буквально. Конечно, на постсоветском пространстве структура насилия преобладает, но даже здесь возможны варианты. Давление может быть каким угодно - основная мысль - навязывание чужого. Вам, кстати, насильно навязать невозможно. Женщина же в своем идеализме, напротив, прекрасна, ибо грубый материализм останется мужчинам. Ефремов - Карл Девятый? Ахахаха)) Какая нелепость. Но ему я все прощу.


А почему сразу давление? Просто образование и профессия влияют и на всё прочее.


Двойку поставите?


С нынешними студентами это вообще не проблема.


Дело не в студентах. Время идет, а совковые преподы только тормозят прогресс


А нельзя тормозить то, что в принципе отсутствует.


Движение есть всегда. Оно только меняет привычное направление


Ну да, только для того движения, которое мы сейчас наблюдаем, есть более подходящее слово - регресс, называется.


Это только тем кажется, кто двигался ранее. Кто начал с другой точки – того это не касается. Вопрос не в этом. Если это локальные проявления – это одно. Если же новое направление – мешать этому и означает тормозить. Ибо никто не может поручиться за то, что именно он двигался в нужном направлении


Это всё слова. А на практике если раньше люди искали, читали и анализировали, то теперь учёба сводится к "окей, гугл...". Это, конечно, новое направление, но так и мозг скоро атрофируется. За неиспользованием.


Ну, раньше люди много занимались бессмысленным нудным трудом. Ямы, например, нас на практике в школе заставляли копать. А потом снова закапывать


Ага, и медицину учить будущим врачам тоже не обязательно.


Они как раз прекрасно ее учат. Как наживаться на чужом горе, здоровье и смерти. Вся медицина в основном сводится к коммерции. В общем, у вас брюзжание включилось из разряда «трава была зеленее». Вы лучше любовника заведите. И сейчас, а не когда 60 будет


Так одно другому не мешает :)


А, не верю