Больше рецензий

15 декабря 2015 г. 08:05

7K

5 Для чего нужны Три Мушкетера или Голосуйте за Атоса

Мы еще не начали читать "Три мушкетера", а нас уже одним названием поставили в тупик. Натыкаясь на не читавших это произведение, приходишь в некоторое недоумение, ибо таковые когда-то встречались крайне редко. Даже если клиент был совершенно туп в плане распознавания букв, то и он открывал книгу, смотрел картинки и пробегал глазами пару-тройку диалогов. После очередного показа "дАртаньян и три мушкетера" улицы наполнялись пьяным пением "пара-пара-парадуемся" и воплями мальчишек "Один за всех и все за одного". Наш такой глупый и такой хороший фильм сыграл ключевую роль во взаимоотношениях Александра Дюма-отца и русскоязычных читателей. Дюма читали все и я сам, помнится, как-то, классе этак в 8-м, в новогоднюю ночь оторвался от королевы Марго только на длительность боя курантов. Да и то, чтобы втихаря от родителей хлебнуть из запретной бутылки.

В изобилии были представлены версии "Четыре мушкетера", родные, французские, но мысль - почему же все-таки роман Дюма обозначен как "Три мушкетера", посетила меня довольно рано. И довольно быстро в самом тексте был найден и ответ, заботливо подсунутый автором

д'Артаньян, строя план будущих интриг и решив сделать Атоса, Портоса и Арамиса орудиями собственного успеха, был совсем не прочь заранее собрать невидимые нити, с помощью которых он и рассчитывал управлять своими тремя приятелями

Довольно цинично, не правда ли? Как-то это не очень вяжется с образом настоящей мужской дружбы, изображенной в нашем фильме. Но дружба не появляется сама собой на ровном месте. Она становится итогом чего-то, она часто совместно выстрадана, она не нуждается в подтверждениях и лозунгах. И, помимо того, что история о мушкетерах занимательна сама по себе для любого мальчишки, а мужчины не взрослеют, лишь только набирают вес - в придачу ко всему этому мы имеем перед собой целый учебник жизни, курс молодого бойца, знаете - сколько дАртаньянов в этом мире покинуло уже свою Гасконь и на старой кляче с пятью экю в кармане отправилось на поиски счастья. В Москву. Или что там у кого поближе.

Сам дАртаньян, ловкач и проныра, довольно по-скотски относится к людям, что объясняется совсем не временем, не Парижем и не высокими целями. Это его личное свойство, взлелеянное им и неприкрытое от глаз читателей. С одной стороны это возмущает читателя, но с другой - подкупает своей искренностью. Этот всепроникающий, любопытный, наивный, быстро обучающийся герой по натуре даже где-то асоциален. Он крайне противоречив и, как мне всегда казалось, это не временное его состояние, а на всю жизнь. Поборникам нравственности, как собакам кость, Дюма бросил своего Атоса, который не просто нереален - он фантастичен. Кинематограф ухватился за эту возможность помимо Дюма и дополнил ее совершенным образом некоего монстра. Я его всегда сравниваю с непогрешимым мальчиком-Электроником, роботом, который самый умный, самый сильный, самый благородный и т.д. и т.п. Дюма прилизал Атоса со всех сторон, но и сам же подготовил ему черный выход - обозвал его молчаливым алкоголиком. Но где же это на деле? В основном все это слова. Где-то за границами повествования Атос может быть и есть тот самый алкаш, но и в это слабо верится. На наших же глазах он активен, он берет на себя инициативу, помогает и руководит, у него даже чувство юмора проскальзывает. Если забегать немного дальше, то, как мы помним, во время встречи с некоей госпожой Атос обнаружил у себя даже эрекцию! Об алкоголизме напоминает история с трактирским погребом, где Атос просидел 2 недели и выпил 150 бутылок вина. Даже если округлить до 10-ти бутылок в день и вспомнить, что вино в 17-м веке было довольно слабеньким, то все равно - лично я не берусь повторить подобный подвиг. А алкоголика характеризует как раз получение максимального прихода от самых малых доз. Его организм уже давно перестроился, поэтому сей прецедент говорит только в пользу Атоса.

Вообще, эти три главы "Портос", "Диссертация Арамиса" и "Жена Атоса" видятся самыми удачными в повествовании. Они реально живые, интересные и в них наиболее ярко раскрываются характеры мушкетеров. Делая упор на людях, не стоит сразу же делать выводы о взаимоотношениях. Дюма, как мне видится, из тех людей (или не Дюма, а, как ныне модно, указывать на творческую группу "Дюма"), что в отношениях впадают в крайности. У него все герои балансируют на грани страсти-любви, ненависти-войны. Уродом предсказуемо показан покладистый и предприимчивый Бонасье, что вполне понятно. Несмотря на это, сами мушкетеры где-нибудь в историях с гонкой за снаряжением немногим отличаются от базарных прощелыг. Это, опять же, делает их более естественными, но и отдаляет их образы от высокого романтизма. Любовь и война - это вообще два самых грязных дела на этом свете. И, если вспомнить, что тема эта преобладает абсолютно во всех произведениях Дюма, то это лишний раз подтверждает его некоторое участие в создании данных шедевров. В природе не существует авторов абсолютно совершенных, все мы люди, и всем нам что-то нравится и что-то не нравится. Возможность побродить по Франции разных времен в прекрасной компании - за одно это стоит поблагодарить великого графомана и великого коммерсанта Александра Дюма-старшего.

Немного о банальном. То есть, о графском пруде. Предыстория "миледи - граф де Ла Фер" смогла набрать максимальное количество голосов по итогам всеобщего русскоязычного мушкетероведения. Расскажу о том, как все это видится мне. В основе всего лежит обман. Представьте девушку из очень хорошей семьи, милую и юную. Толпа ее родственников улыбается вам и всячески поощряет ваши отношения. Что вас ждет потом, когда вы обнаружите клеймо? Вас не станет. Может где-то и будет болтаться ваша бренная оболочка, но сами вы растворитесь в вечности сразу же после того, как обнаружили обман. Возможно, что вам удастся пережить подобное потрясение, но и здесь нет пути назад. Мир получит вас нового, вас искаженного, с травмой на всю жизнь, которую уже не вылечить. А потому, совершенно неважно - что далее делал Атос. Пьянствовал или лез под пули. Дюма вручит ему вторую жизнь в следующем произведении, но это будет настолько нескоро в литературном смысле, что уже и не верится, что это тот самый граф де Ла Фер. К тому, как обошелся Атос с миледи, примешивается еще и средневековая дикость, но, как показывает дальнейшее повествование, он и в этом был абсолютно прав. Человек был очень проницательный и вполне мог предугадать - на что способна миледи в принципе.

Про дАртаньяна можно сказать примерно тоже самое, что и про Атоса. Он, хотя и главный герой, но описан как-то со стороны. В большинстве произведений классиков всегда присутствует четкий голос автора, который можно не только услышать, но часто и увидеть. В "Трех мушкетерах" подобный голос присутствует повсеместно, но самого Дюма как бы и нет. И я не склонен думать, что это результат постороннего вмешательства. Если заниматься селекцией произведений Дюма и установить, скажем, что за 2 года он написал "Три мушкетера", "20 лет спустя", "Королеву Марго" и еще 5-6 менее значимых произведений - все это, конечно, очень сомнительно. Но, в конечном итоге, какое наше дело? Целостность конкретно этого произведения налицо и нет сомнений, что в итоге его писал один человек.

А то, что слова автора идут вразрез с тем, что происходит в "Трех мушкетерах" на самом деле, то это нестрашно. Может Дюма таким образом создавал дополнительные картины для себя, может пытался внушить что-то читателям - в каком-то смысле это даже оригинально, ибо открывает более широкие просторы для фантазии самого читателя. Одно время мне казалось, что реализм и некая практичность исходят от Портоса. Его так все друзья величают. Потом оказалось, что таким великим предпринимателем Портос зовется только на фоне своих непрактичных друзей. Но портосовские ужимки и сенсорная грубость выглядели очень достоверно. Еще мне казалось, что Арамис окутан завесой тайны специально, ибо автор так до конца и не смог проникнуть в этот образ сам. Наконец, Ришелье - проницательный физиономист, неровно дышит к дАртаньяну. Что это? Любовь? Любовь к себеподобному? Не берусь судить, но сам себеподобных люблю только в литературе.

В итоге, у каждого в жизни были свои Три Мушкетера. Три учителя, что помогали в полной мере ощутить самого себя. У кого-то их было больше, у кого-то меньше. Не суть. Поблагодарим же господина барона Проспера-Жоржа Дю Руа де Кантель, Остапа-Сулеймана-Берта-Мария Бендер-бея и только Ходжа Насреддин без всяких фокусов вписал свое короткое имя в этот список.

Ветка комментариев


Вот ведь интересная штука - читал ''ТМ'' целиком только один раз в жизни, в каком-то пятом или шестом классе, после очередного просмотра фильма. Всё помню, удивлялся тогда - почему запихнули в издание какой-то ''Детской литературы'', кажется, я был тогда убеждён, да и сейчас уверен, что книга отнюдь не детская, да и юношеской можно называть с натяжкой.
Тогда же пришло убеждение, что фильм очень, просто изумительно хорош. Он хорош своей музыкальностью, лёгкостью игры актёров, и, несмотря на эту лёгкость, им веришь, что они - именно те люди, которых изображают. Вместе с тем, книга посложнее фильма будет. В книге есть (в подростковом возрасте я это не понимал, скорее инстинктивно чувствовал) некоторые даже идеи, некоторые композиционные заковырки, а не просто лихо яркая борьба героев со злодеем-кардиналом.

Но как-то так выходит, фильм каждый год пересматривается по нескольку раз, а книжка (уже совсем другого издания) стоит на полке, зазывающе, но грустно и без особой надежды улыбаясь...


Да, мысль верная и, как мне кажется, подобным грешат многие авторы. Есть в них что-то неуловимо схожее. Некоторая неестественность в отношениях героев, что навсегда ставит на авторе штамп писателя приключенческого жанра. Да, там, интересно было в детстве, но сейчас все это видится пустой тратой времени. Приключения, детективы, часто фантастика - детское это какое-то. На уровне "хорошо - плохо".


Я всё-таки немножко о другом. Наш советский фильм более приключенческий фильм, чем приключенческой является книга (так во всяком случае мне казалось при том первом и единственном полном прочтении). Фильм книгу популяризировал и во многом всё же оттянул её почитателей на себя.
При желании и внимательном прочтении в ТМ можно найти немало занимательных психологических и композиционных деталек, уверен.
Но фильм всё равно намного роднее, хотя и проще. Вспомнить хотя бы историю с пленением Миледи, в фильме она отображена прямолинейнее и быстрее, чем в книге. Если вспоминать дальше и больше - про книгу тоже можно повспоминать дополнительных психологических вкусностей не только приключенческого характера... Повспоминать можно, но когда буду перечитывать - пока не знаю.


Фильм невозможно не любить. Образы короля и Бонасье настолько удачны, что лучше книжных. Пара песен стоит всего творчества Дюма вместе взятого. Но принципиально новый образ создан Арамисом, хотя этого не замечают. Субретка Кэт более удачна. Зато полное фуфло королева и дурачок дАртаньян. Портос почти книжный. Атос более чем книжный


Удачнее всего образ Фельтона:)


В соблазнение за полторы минуты даже как-то более верится


Меня брльше всего умиляет, что миледи после этой сцены уверена, что Фельтон убьет Бэкингема:)


Ну, нам этого не понять. Сила внушения. Могучие уверенные в себе силы женского полового органа


Не знаю как насчёт пары, но одна точно стоит всех остальных. Я про Алягер Ком Алягеро


На фоне расчетливого книжного дАртаньяна песня выглядит несколько лживо. И вообще, дружба мушкетеров почему-то больше с Атосом ассоциируется. Да и вообще - дАртаньян не принял предложение кардинала не из-за каких-то там убеждений или дружбы, а только потому что "Атос не пожмет ему руку, Атос от него отвернется"


Давно занимаюсь прототипами романа, но так как копаю очень и очень глубоко, меня мнооогие опередили))) Сейчас в интернете навалом инфы на их счёт. Почитайте, я обычно перечитываю, когда про реальную жизнь героев что-то узнаю - Мушкетёры не единственные, кем занимаюсь. Ни одна тема, которые я веду ещё не завершены, но всё равно читается совсем иначе, когда знаешь как в реальности происходило. Копаю очень глубоко и поэтому годы на одну книгу могут уйти. Работаю из-за этого с перерывами, ловя настроение. Прототипами одними сыт не будешь))))