Больше рецензий

15 декабря 2015 г. 08:05

7K

5 Для чего нужны Три Мушкетера или Голосуйте за Атоса

Мы еще не начали читать "Три мушкетера", а нас уже одним названием поставили в тупик. Натыкаясь на не читавших это произведение, приходишь в некоторое недоумение, ибо таковые когда-то встречались крайне редко. Даже если клиент был совершенно туп в плане распознавания букв, то и он открывал книгу, смотрел картинки и пробегал глазами пару-тройку диалогов. После очередного показа "дАртаньян и три мушкетера" улицы наполнялись пьяным пением "пара-пара-парадуемся" и воплями мальчишек "Один за всех и все за одного". Наш такой глупый и такой хороший фильм сыграл ключевую роль во взаимоотношениях Александра Дюма-отца и русскоязычных читателей. Дюма читали все и я сам, помнится, как-то, классе этак в 8-м, в новогоднюю ночь оторвался от королевы Марго только на длительность боя курантов. Да и то, чтобы втихаря от родителей хлебнуть из запретной бутылки.

В изобилии были представлены версии "Четыре мушкетера", родные, французские, но мысль - почему же все-таки роман Дюма обозначен как "Три мушкетера", посетила меня довольно рано. И довольно быстро в самом тексте был найден и ответ, заботливо подсунутый автором

д'Артаньян, строя план будущих интриг и решив сделать Атоса, Портоса и Арамиса орудиями собственного успеха, был совсем не прочь заранее собрать невидимые нити, с помощью которых он и рассчитывал управлять своими тремя приятелями

Довольно цинично, не правда ли? Как-то это не очень вяжется с образом настоящей мужской дружбы, изображенной в нашем фильме. Но дружба не появляется сама собой на ровном месте. Она становится итогом чего-то, она часто совместно выстрадана, она не нуждается в подтверждениях и лозунгах. И, помимо того, что история о мушкетерах занимательна сама по себе для любого мальчишки, а мужчины не взрослеют, лишь только набирают вес - в придачу ко всему этому мы имеем перед собой целый учебник жизни, курс молодого бойца, знаете - сколько дАртаньянов в этом мире покинуло уже свою Гасконь и на старой кляче с пятью экю в кармане отправилось на поиски счастья. В Москву. Или что там у кого поближе.

Сам дАртаньян, ловкач и проныра, довольно по-скотски относится к людям, что объясняется совсем не временем, не Парижем и не высокими целями. Это его личное свойство, взлелеянное им и неприкрытое от глаз читателей. С одной стороны это возмущает читателя, но с другой - подкупает своей искренностью. Этот всепроникающий, любопытный, наивный, быстро обучающийся герой по натуре даже где-то асоциален. Он крайне противоречив и, как мне всегда казалось, это не временное его состояние, а на всю жизнь. Поборникам нравственности, как собакам кость, Дюма бросил своего Атоса, который не просто нереален - он фантастичен. Кинематограф ухватился за эту возможность помимо Дюма и дополнил ее совершенным образом некоего монстра. Я его всегда сравниваю с непогрешимым мальчиком-Электроником, роботом, который самый умный, самый сильный, самый благородный и т.д. и т.п. Дюма прилизал Атоса со всех сторон, но и сам же подготовил ему черный выход - обозвал его молчаливым алкоголиком. Но где же это на деле? В основном все это слова. Где-то за границами повествования Атос может быть и есть тот самый алкаш, но и в это слабо верится. На наших же глазах он активен, он берет на себя инициативу, помогает и руководит, у него даже чувство юмора проскальзывает. Если забегать немного дальше, то, как мы помним, во время встречи с некоей госпожой Атос обнаружил у себя даже эрекцию! Об алкоголизме напоминает история с трактирским погребом, где Атос просидел 2 недели и выпил 150 бутылок вина. Даже если округлить до 10-ти бутылок в день и вспомнить, что вино в 17-м веке было довольно слабеньким, то все равно - лично я не берусь повторить подобный подвиг. А алкоголика характеризует как раз получение максимального прихода от самых малых доз. Его организм уже давно перестроился, поэтому сей прецедент говорит только в пользу Атоса.

Вообще, эти три главы "Портос", "Диссертация Арамиса" и "Жена Атоса" видятся самыми удачными в повествовании. Они реально живые, интересные и в них наиболее ярко раскрываются характеры мушкетеров. Делая упор на людях, не стоит сразу же делать выводы о взаимоотношениях. Дюма, как мне видится, из тех людей (или не Дюма, а, как ныне модно, указывать на творческую группу "Дюма"), что в отношениях впадают в крайности. У него все герои балансируют на грани страсти-любви, ненависти-войны. Уродом предсказуемо показан покладистый и предприимчивый Бонасье, что вполне понятно. Несмотря на это, сами мушкетеры где-нибудь в историях с гонкой за снаряжением немногим отличаются от базарных прощелыг. Это, опять же, делает их более естественными, но и отдаляет их образы от высокого романтизма. Любовь и война - это вообще два самых грязных дела на этом свете. И, если вспомнить, что тема эта преобладает абсолютно во всех произведениях Дюма, то это лишний раз подтверждает его некоторое участие в создании данных шедевров. В природе не существует авторов абсолютно совершенных, все мы люди, и всем нам что-то нравится и что-то не нравится. Возможность побродить по Франции разных времен в прекрасной компании - за одно это стоит поблагодарить великого графомана и великого коммерсанта Александра Дюма-старшего.

Немного о банальном. То есть, о графском пруде. Предыстория "миледи - граф де Ла Фер" смогла набрать максимальное количество голосов по итогам всеобщего русскоязычного мушкетероведения. Расскажу о том, как все это видится мне. В основе всего лежит обман. Представьте девушку из очень хорошей семьи, милую и юную. Толпа ее родственников улыбается вам и всячески поощряет ваши отношения. Что вас ждет потом, когда вы обнаружите клеймо? Вас не станет. Может где-то и будет болтаться ваша бренная оболочка, но сами вы растворитесь в вечности сразу же после того, как обнаружили обман. Возможно, что вам удастся пережить подобное потрясение, но и здесь нет пути назад. Мир получит вас нового, вас искаженного, с травмой на всю жизнь, которую уже не вылечить. А потому, совершенно неважно - что далее делал Атос. Пьянствовал или лез под пули. Дюма вручит ему вторую жизнь в следующем произведении, но это будет настолько нескоро в литературном смысле, что уже и не верится, что это тот самый граф де Ла Фер. К тому, как обошелся Атос с миледи, примешивается еще и средневековая дикость, но, как показывает дальнейшее повествование, он и в этом был абсолютно прав. Человек был очень проницательный и вполне мог предугадать - на что способна миледи в принципе.

Про дАртаньяна можно сказать примерно тоже самое, что и про Атоса. Он, хотя и главный герой, но описан как-то со стороны. В большинстве произведений классиков всегда присутствует четкий голос автора, который можно не только услышать, но часто и увидеть. В "Трех мушкетерах" подобный голос присутствует повсеместно, но самого Дюма как бы и нет. И я не склонен думать, что это результат постороннего вмешательства. Если заниматься селекцией произведений Дюма и установить, скажем, что за 2 года он написал "Три мушкетера", "20 лет спустя", "Королеву Марго" и еще 5-6 менее значимых произведений - все это, конечно, очень сомнительно. Но, в конечном итоге, какое наше дело? Целостность конкретно этого произведения налицо и нет сомнений, что в итоге его писал один человек.

А то, что слова автора идут вразрез с тем, что происходит в "Трех мушкетерах" на самом деле, то это нестрашно. Может Дюма таким образом создавал дополнительные картины для себя, может пытался внушить что-то читателям - в каком-то смысле это даже оригинально, ибо открывает более широкие просторы для фантазии самого читателя. Одно время мне казалось, что реализм и некая практичность исходят от Портоса. Его так все друзья величают. Потом оказалось, что таким великим предпринимателем Портос зовется только на фоне своих непрактичных друзей. Но портосовские ужимки и сенсорная грубость выглядели очень достоверно. Еще мне казалось, что Арамис окутан завесой тайны специально, ибо автор так до конца и не смог проникнуть в этот образ сам. Наконец, Ришелье - проницательный физиономист, неровно дышит к дАртаньяну. Что это? Любовь? Любовь к себеподобному? Не берусь судить, но сам себеподобных люблю только в литературе.

В итоге, у каждого в жизни были свои Три Мушкетера. Три учителя, что помогали в полной мере ощутить самого себя. У кого-то их было больше, у кого-то меньше. Не суть. Поблагодарим же господина барона Проспера-Жоржа Дю Руа де Кантель, Остапа-Сулеймана-Берта-Мария Бендер-бея и только Ходжа Насреддин без всяких фокусов вписал свое короткое имя в этот список.

Ветка комментариев


Там необъятные просторы.

Итак, Атос нашел название: семейное дело.
Арамис нашел способ: послать слуг.
Портос нашел средство: продать алмаз.
Один д'Артаньян, обычно самый изобретательный из всех четверых, ничего не придумал, но, сказать по правде, уже одно имя миледи парализовало все его мысли.
Ах нет, мы ошиблись: он нашел покупателя алмаза

Атос как бы стратег, определяет политику. Хорошо, что он графом родился, иначе бы замучился выслуживаться и доказывать преданность сюзерену. Фиг бы мы о нем вообще тогда услышали. Такому сразу в начальники хорошо, ему мелкой сошкой быть благородство не позволяет.
Арамис по сути и решил этот вопрос - он не только придумал послать слуг, а определил механизм - предупредить королеву. Не говоря о том, что только ему с его связями это было под силу.Только об этом нигде не упоминается - все у нас дАртаньяны да Атосы самые крутые.
Портос совершил поистине гениальный поступок - придумал продать алмаз. Задача для ребенка 1 класса Б. Но это лишний раз говорит о том, что все четверо в облаках летают. И Портос, судя по всему, у них не самый предприимчивый, а он быдло и его денежный вопрос парит. Все остальным начхать. Атос слишком благороден, вернее, он привык, что на него ишачат. Арамис уверен в своем высшем предназначении - его такие любовницы всегда вытащат. Он по сути альфонс. Почему, кстати, им все девушки восхищаются, если Милого Друга порицают. А дАртаньяну ни деньги нужны, ни власть, ни положение - чхал он на все, ему бы интриги плести и всем доказать, что он самый умный, ловкий и всепонимающий.
дАртаньян нашел покупателя алмаза - это вообще вопиющий момент. Понятно, что война и на нем даже высший эшелон может руки нагреть. Но еще Тревиль говорил, что самый урод-ростовщик даст за этот алмаз 800 минимум. Атос этот алмаз оценил в 1000. Продали же его за 700 "по блату". Но самое классное - это реакция "предпринимателя" - Портоса - он удивился "этот дрянной алмазик стоит 700???" То есть, в финансовом вопросе там лох на лохе сидит.
А основное достоинство всех четырех - это умение владеть шпагой и храбрость. То есть то, в чем я должен Дюма верить на слово, ибо как можно проверить.

В общем, если о книге писать, то выйдет томик потолще самих "Трех мушкетеров"


Когда-нибудь напишут. Не зря же книга все еще вызывает интерес. )))
Продали не по максимуму - так ясно же, так и написано черным по белому - не торговцы. По натуре. ))) Срочно были нужны деньги, ухватились за первый попавшийся вариант. Разве там у них счет шел не на минуты, к финалу поездки-то? ))) Что-то там уже на балу спешно передавали... ))) В смысле, ждать и торговаться было некогда.
Портос вообще-то в итоге устроился лучше всех. ))) В материальном плане.
Д ' Артаньян как раз не возражает против власти и положения, это ему просто все не выпадает. )))
Кстати, по поводу повешения Миледи Атосом тоже можно много вопросов поднять. История совершенно туманная и неясная. )))


Если даже придерживаться иднального образа Атоса, то и там есть разумное объяснение. Он делает все правильно, в соответствии с категорическим императивом увидел перед собой дьявольский знак и этого дьявола уничтожил. Это обратная сторона правильности Атоса. Скажем, часто находятся подтверждения в литературе по поводу фашистов. Как мог такой весь правильный немецкий народ пойти на поводу у Гитлера. Так ему все обосновали и он думал, что выполняет сверхмиссию. То есть, это они именно свою правильность и проявили


Точно))) Там одни прототипы чего стоят - литературоведы явно не всех озвучили. Я давно этой темой занимаюсь, недавно наткнулась на след реальных де Ла Феров и сейчас пытаюсь понять, кого из них мог иметь ввиду Дюма, когда создавал Атоса. Образ явно смешанный. Так же и с дАртаньяном. Все называют только Шарля де Бац Кастельмор дАртаньяна, забыв упомянуть, что Ла Рошель брал не Шарль, который физически не мог в то время это сделать, а его старший брат. Кстати, род этот до сих пор жив - Монтескьё-Фезенссак, если интересно


Можно быть уверенным, что, если и были прототипы, то они к книжным образам имеют отношение только биографическое. Такой цельный оплот четырех друзей говорит о том, что Дюма всех героев выудил откуда-то из окрестностей собственной личности. Он реально любит и понимает всех четырех. Вернее, если соблюдать хронологический порядок, он взял в качестве основы реальный образ Ришелье и на его основании слепил точно такого же дАртаньяна. Бэкингем, который был гомосексуалистом и не мог иметь отношения к королеве, еще сильнее притянут за уши. Учитывая, что у Дюма рассадник анахронизмов, я его воспринимаю в качестве автора исторической прозы весьма условно. Он в первую очередь романист. Поэтому всякие попытки, скажем, присовокупить каждого мушкетера к определенной французской провинции того времени - любопытны и не больше. Представьте нашего Боярского, поющего песню "Бурятия, Калмыкия, Тува или Алтай, и в ваших жилах тоже есть еврей, но умница совдепия" и т.д.

Самым же важным вообще считаю изобретение в то время майонеза


Прочтите Романа Белоусова "Две жизни Шарля дАртаньяна". Но, как я сейчас вижу, у него есть недоработки. Даст Бог скоро поделюсь


Спасибо, мне лучше что–нибудь на французском