Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 ноября 2015 г. 21:47

210

5

Рецензия на "Моби Дик или Белый Кит"

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль — и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей...
........................................................................................................Бодлер/Цветаева

Вот уже более полутора столетий «Моби Дик» Мелвилла рассекает волны мировой литературы, а интерес к нему только растет. Давно уже его современники-писатели, при всем к ним уважении перешли в разряд «классики, которая тем и хороша, что уже не способна никого взволновать», а вокруг этого романа продолжают кипеть страсти. Он относится к тем книгам, которые не устаревают, потому что каждое поколение читает его, опираясь на собственный духовный опыт. В таких книгах, как в благородных винах, ценится не столько сам вкус, сколько яркость и длина послевкусия.

Конечно, некоторые главы романа кажутся сейчас архаичными, некоторые поражают жестокостью, образы главных героев приобрели в современном восприятии архетипические черты, а сам роман воспринимается скорее как национальный эпос, чем как «морской роман» времен Купера и Марриэта.

Сам Мелвилл вложил в свое главное произведение гораздо больше, чем просто рассказ об охоте на белого кита. В критике принято делить роман, по меньшей мере, на три слоя – приключенческий, производственный и философский. В первых двух нашел отражение собственный опыт автора, проплававшего по морям часть своей юности, последний относят к попытке автора осмыслить путь, по которому двигалась в то время Америка – путь развития капиталистических отношений, стремительно разрушающих единство общества и назревающей Гражданской войны Севера и Юга.

Роман имеет сложную структуру, главы идиллически дружественных отношений между рассказчиком и его другом-туземцем перемежаются исступлёнными монологами капитана Ахава, невообразимо прекрасные описания морских просторов – методичным перечислением знаний того времени о морских млекопитающих, которых автор называет «рыбами». Главы, написанные в «драматургическом» ключе отсылают нас к Шекспиру, а философские рассуждения об экзистенциальном одиночестве человека перед лицом своих страхов, стихий и смерти, и сейчас не потеряли своей актуальности. У современного человека страхи могут персонифицироваться в какие-нибудь другие образы, но каждый из нас стоит перед ними таким же одиноким, как капитан Ахав на мостике своего корабля.

Но, отзвуком моего увлечения темой мирового океана, с его «безмерностью морей» и великолепием удивительных животного и растительного миров, стало упрямое мое нежелание видеть в Моби Дике символ бога ли, дьявола или еще кого-нибудь сферического в вакууме. Мне виделся настоящий, реальный, старый и умный кашалот, упорно не желавший пополнять бочонки с ворванью этим мелким сухопутным существам с их острыми крючьями, страстью к убийству и стремлением испакостить и уничтожить гораздо больше, чем они смогут проглотить. И если уж говорить об обобщениях, то я скорее вижу в противостоянии Ахава и Кита, символ борьбы человека с тем, что древние называли NATURA, подразумевая все живое, а мы сейчас называем биосферой. И как кит двумя ударами мощного лба уничтожил ненавистный ему корабль, так и природа когда-нибудь может отказать человечеству в бесконечном своем терпении. Вряд ли сам Мелвилл задумывался об этом, но гений тем и велик, что его прозрения вырываются за рамки суждений эпохи и личного опыта.

И понятно, почему роман Мелвилла не был принят критикой его эпохи. Люди, кругозор которых не отличался широтой, а взгляды на потребление природы соответствовали тому времени, сочли этот роман странным, не увидев в нем ближних и дальних пророчеств. Зато в двадцатом веке, после ада Первой Мировой войны, человечество в лице своих лучших представителей уже способно было увидеть проблему взаимодействия человека и мира совсем иначе, сейчас же наши представления о взаимосвязях всего живого на Земле стали еще обширнее, и грозная патетика романа для современного человека стала реальностью.

В мировой литературе «Белый кит» является одним из тех китов, на которые опирается вся последующая литература приключений на суше и на море и романтики дальних странствий. И среди многих, любимые мною Джек Лондон со своим «Морским волком» и Хемингуэй со «Стариком и морем». Да не найдется ни одного автора, избравшего своей стезей маринистику, не зачитывавшегося в свое время «Моби Диком». И еще многие поколения читателей будут вглядываться в глубины этого романа, стараясь разглядеть в них тень грозного исполина.

Комментарии


Для отрока, в ночи глядящего эстампы,
За каждым валом - даль, за каждой далью - вал.

Моё любимое "Плаванье"!


И мое :))


Хорошо, что тебе понравилось:)


Сложный, неоднозначный роман. Интересный. Отличная, обстоятельная рецензия!


Спасибо, роман и правда не простой, но результат того стоит! :))


Конечно. Читала этот роман очень давно, еще в годы обучения в университете. А в то время все книги брались наскоком, понимались, но мало были прочувствованы. Так что надо бы перечитать :)


Я тоже его читала раньше, школьницей еще, и не поняла, конечно, ничего, кроме основной событийной линии. А тут c подачи Олега gross0310 стала перечитывать. Конечно, такие книги нужно читать не один раз.


Да-да, со временем же взгляды меняются и восприятие соответственно...


Немного подгорел с рецензии и вот мой, так сказать, ответ, если не плевать на какого-то рандомного чувака в комментариях: http://www.livelib.ru/review/573260

Рецензия у Вас хорошая, ловите плюсик, только я немного удивлён выводом по поводу Первой Мировой войны. Там жеж было громадное разочарование в культуре, которая не смогла удержать людей от страшной бойни и дегуманизация искусства как следствие. И уж про природу после этого думать точно сильнее не стали, зелёные были активны всегда и везде (хотя сейчас они совсем офигели).


Мне показалось, что именно после Первой мировой люди начали понимать хрупкость этого мира и ничтожность человеческой единицы в нем как таковой. И то, как их действия могут отражаться на окружающей действительности. Но, возможно, это понимание пришло позднее.


Имхо немного иначе: веке в девятнадцатом и немного ранее расцвёл гуманизм, который сказал, что человек человеку человек, а вот ближе к войне вся народная масса получила образование. Но плохое. Однако читать и воспринимать посыл правительства научились, потому культура и всё сопутствующее стали двигаться в сторону массовости, орудовать с толпой. А потом расцвели пышным цветом левацкие идеи о равенстве и прочем, вот и стали носиться с природой и всем прочим, но к пониманию вообще хоть чего бы то ни было это не имеет никакого отношения.


Я говорила о "человечестве в лице его лучших представителей", и народные массы начала 20-го века к ним, все же, не относятся. И как соотносятся "левацкие идеи" и отношение к природе тоже неясно. Если речь о всеобщей гуманизации общества, то и сейчас жажда наживы пересиливает любые призывы беречь нашу планету. Но это, действительно, уже далековато от заявленной темы :))