Больше рецензий

8 ноября 2015 г. 17:06

939

4.5

«У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд».

Попытаемся разложить по полочкам. Это звучит пафосно, но этот текст изначально претендует на некую элитарность и подготовленность читателя к его восприятию. Понять этот философский текст возможно только людям, поднявшимся из обезличенного, анонимного существования. Встреча человека с абсурдом – это неизбежное условие рождения личности. Человек, вплетенный в повседневность, не поймет пространных рассуждений Камю об абсурде, потому что его желания совпадают с тем, что может предложить ему мир.

1. Человеческое бытие абсурдно. Абсурд, по Камю, - это противоречие между нашими намерениями/желаниями и реальностью. «По существу, абсурд есть раскол». «Этой очевидностью является абсурд, раскол между полным желания умом и обманчивым миром» «Следовательно, с точки зрения интеллекта я могу сказать, что абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии».
Не следует однако понимать это приземлено. Мол, я хочу яхту, а у меня зарплата в 100 долларов. Эта цель достижима и мир может предложить ответ на ваш запрос. Абсурд возникает там, где исчезает надежда на удовлетворение желания в этом мире. Например, человек хочет придать своей жизни трансцендентный смысл, но мир может ему предложить только конечные смыслы. Человек наталкивается на то, что Камю называет «абсурдными стенами». Мир как будто говорит «это невозможно», «нет никакой надежды на реализацию этого», «это твои границы».
Мир не создан для того, чтобы доставлять нам удовольствие или страдание. Он просто безразличен к человеку. Вообще, приписывать миру человеческие свойства – пустая затея.
Абсурд нестерпим для человека. И он тем больше и нестерпимее, чем больший разрыв между реальностью и сознанием.

2. Есть три пути разрешения абсурда:
- самоубийство,
- «философское самоубийство»,
- принятие абсурда.

3. Самоубийство устраняет противоречие между человеком и миром (т.е. абсурд) путем ликвидации субъекта.

4. Философское самоубийство устраняет раскол путем самоутешения себя иллюзиями и ложными надеждами. Оно может проявляться в прыжке к Богу, религии и вере, надежде на загробную жизнь и рай. Для атеиста Камю этот путь есть бегство от абсурда. В этом он расходится с религиозным экзистенциализмом позднего Кьеркегора, Шестова или Ясперса. Эти два пути по Камю возможны, но в каком-то смысле инфантильны.

5. Принятие абсурда. Принятие абсурда есть рождение абсурдного человека. Абсурдный человек бунтует против абсурда и придает жизни свой смысл из себя самого. Он прекрасно осознает, что эти смыслы ничтожны и что он заранее обречен на поражение, но продолжает противостоять абсурду. Абсурдный человек – это трагический персонаж, так как у него нет и и не может быть надежды. Абсурдный человек:
- абсурдный человек отрицает абсолютные моральные ценности. Понятно, что удовлетворительное основание для таких ценностей может дать только Бог. При этом Камю говорит, что не призывает совершать преступления, а просто говорит что «любой опыт равноценен».
- абсурдный человек атеист.
- абсурдный человек мужественен. Он переживает это тяжелое чувство абсурда, не кончает жизнь самоубийством и не создает себе самоутешений в виде загробной жизни.

Камю описывает некоторые виды/типы абсурдного человека: донжуанство, актер, писатель, завоеватель. Их может быть больше.

Кто хочет быть абсурдным человеком? Я не хочу. По крайней мере, я к этому сейчас не готов. Чем обычный алкаш отличается от абсурдного алкаша? Тем, что он сознает абсурдность того, чем занимается. В принципе, разница между абсурдным человеком и человеком повседневности почти неуловима в практической жизни. О своей абсурдности будет знать только он сам.
Сизиф – это герой Камю. Если такой ничтожной цели, как поднятие камня на гору достаточно чтобы «заполнить сердце человека», то его можно заполнить и более гнусными и мелкими целями. Моральным абсурдному человеку можно быть только из каприза.
Камю, конечно, честен перед собой и для него самого его выводы не являются удовлетворительными («Поиск истины не есть поиск желательного»). Следует отдать этому должное.

На этом скажу Камю: "Спасибо, но я попробую поискать что-то другое".

Комментарии


Отличный отзыв, спасибо. Что другое только? Другую планету.


Не знаю. Сам пока довольствуюсь "философским самоубийством". Не готов пока отказаться от того, что он называет ложными надеждами.


Инфантильность - худший вариант. Лично я полагаю, что выход в любви, предметности, любви к своему делу - обязательно, способности ставить перед собой цель, быть живей. И меньше при этом думать о смыслах.


Я подозреваю, что он бы другие выборы больше охарактеризовал как «трусость», а принятие абсурда как акт мужества. Но в конечном итоге ни ваш, ни мой выбор в конечном итоге не имеет никакого смысла, если прав Камю. Выбор абсурдного человека, по Камю, тоже абсурден как и любые другие, просто он более мужественен по сравнению с другими выборами.
Французские философы преимущественно слишком материалисты. Я не вижу, например, чем вера в абсолют глупее не веры в абсолют. Сам Камю атеизм констатирует, но особо не распространяется на эту тему в этом произведении. Да, я согласен, что есть теоретические проблемы с оправданием абсолюта в христианстве, но ведь это не повод просто все перечеркнуть.
Если прав был Кант, то в этом вопросе разум бессилен. А если так, то на каких основаниях я должен предпочесть один выбор другому? Потому что Камю это кажется более мужественным?

Если мы не можем знать наверняка, то этот выбор для каждого – это рулетка. И даже в таком случае есть просто здоровая прагматика. Для меня действует доказательство Паскаля. Если ты не веришь в абсолют, то можешь после смерти либо проиграть (если есть), либо просто ничего (если нет). Если веришь – либо выиграть (если есть), либо просто ничего (если нет).


Чем обычный алкаш отличается от абсурдного алкаша?


Тем, что второго зовут Веничка Ерофеев ;)


Четкая, ясная рецензия.

Абсурдный человек бунтует против абсурда и придает жизни свой смысл из себя самого. Он прекрасно осознает, что эти смыслы ничтожны и что он заранее обречен на поражение, но продолжает противостоять абсурду. Абсурдный человек – это трагический персонаж, так как у него нет и не может быть надежды.

Этот, по-видимому, основной рецепт от Камю всегда меня смущал (при том, что лично повлиял) некоторым... противоречием, что ли. Если быть абсурдным человеком по Камю, то это значит быть конкретно Сизифом, а не собой. Ведь проект "сизифов труд" отнюдь не универсален по своему смыслу и вкусу. Сизиф мужествен, он тягает тяжесть, он холоден внешне, он ожесточен внутри, он настроен быть машиной и не ждет похвалы за труд. Налицо вполне определенный смысл персонального мироустройства, смысл "воина" или чего-то такого. Но ведь это частный проект, а не всеобщий метод! Если некоторый человек не хотел качать мышцы, а желал рисовать цветы, допустим, а теперь разочарован несбыточностью всего и тленностью и хочет стать абсурдным, как Камю советует, то он не сможет воспользоваться рецептом Камю по превращению в абсурдного деятеля без того, чтобы переделаться из "цветка" в "воина". Но воин не может рисовать цветов: у него другой склад мира.

Другими словами, предлагая метафору абсурдного человека в виде образа Сизифа, как базовую конструкцию абсурдного человека, автор ошибается. Тупое и гордое перед лицом абсурда упорство или бунтарство в своем деле/жизни оказывается вовсе не формальным условием всего, а входит, как часть, в смысл самого предметного дела. А значит, рецепт годится не для всех людей и не всех дел.

Это не значит, что Камю неправ совсем. Скорее, мне так видится его возможная недоработка. Это связываю или с тем, что эссе слишком короткий для философии жанр, или с отказом Камю быть философом.