Больше рецензий
18 октября 2015 г. 19:21
1K
5 Не Ктулху тут нужно бояться
РецензияНижеследующие строки будут посвящены не только самому произведению: я резюмирую свое знакомство с Лавкрафтом в целом. Это будет не сиюминутное впечатление - я уже прочитал несколько рассказов, успел поразмыслить над ними, но еще не читал рецензии моих коллег, чтобы высказать максимально независимое мнение.
Начну с самого стиля Лавкрафта. Безусловно, это значительная фигура. Не в классической литературе (Пушкин, Гоголь, Толстой могут быть спокойны), конечно, а в жанре вообще. Хотя, какая ирония, если в прочих его рассказах герой меняется под силой кошмарных обстоятельств только по одной "оси" (оси рациональности) от совершенного логика до готового поверить во всё что угодно, то конкретно в "Мгле над Инсмутом" главное действующее лицо переживает куда более интересные трансформации. Герой не просто начинает верить в доселе невозможное, он начинает иначе к нему относиться. Но обо всем по порядку и без спойлеров.
Я ознакомился пока лишь с десятком произведениями Лавкрафта, написанными в разное время, но, как мне кажется, уже могу составить достаточно подробное представление о его стиле. Нет, не так - Стиле. Его рассказы - это лоскутное одеяло. Они интересны и по отдельности, но наибольший эффект производят, когда читаешь их один за другим. Сейчас у нас есть такая возможность - за это спасибо издателям (в моем издании 20 самых ярких историй). И каждый "лоскут" - особенный. Истории не повторяются, каждый герой особенный, объединяет их только то непознанное, с чем они сталкиваются. Я даже рискну сказать, что у Лавкрафта таки есть единый главный герой в каждой его истории. Этот герой - тот сверхъестественный ужас, который, сталкиваясь с новыми действующими лицами, каждый раз меняет их по-разному.
И ближе к "мгле". Сначала хотел поговорить об "Ужасе Данвича", но "Мгла" вызвала во мне больший резонанс. Не будем скрывать - Лавкрафт - не писатель триллеров. Если ты прочитал 1 рассказ, то можешь в 99% случаев предугадать, чем закончатся все остальные. И пока из этой картины у меня выпала только "Мгла". И произошло это изменение в последней главе, которую я поначалу считал "служебной", я такие главы называю "разбором полетов" - в них нам отвечают на некоторые вопросы, если мы сами еще не нашли ответ. Например, "разбор полетов" был в "Ужасе Данвича" - это последняя реплика Армитеджа.
Но как же красиво завершили "Мглу". Герой не просто столкнулся с непознанным и уцелел, о нет, он разгадал еще одну загадку, о которой не подозревал поначалу читатель. И разгадка эта, а так же изменение мировоззрения героя (кто читал - поймет, о чем я) - вот главная жуть рассказа.
Чем еще запоминается "Мгла" - это не просто история о сверхъестественных чудовищах. Это во многом история о том, как люди превращаются в монстров, куда более пугающих и опасных, чем самый невероятный кошмар, который может породить гений Лавкрафта.