Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 сентября 2015 г. 14:16

747

5

“Двойственность” – вот главное слово об этой книге. Вторая биография Толстого за столетнюю историю серии ЖЗЛ, написанная двумя авторами о писателе, двойственность жизни и творчества которого так разительны (об этом ниже).

Странная история: специалист по американской литературе, профессор Алексей Зверев берётся за научный подвиг создания толстовской биографии и умирает, доведя рассказ до 1881 года, переломного для России и героя книги; его друг и коллега Владимир Туниманов, автор многих работ о Достоевском (!), оканчивает обширный труд, но также не доживает до его издания. Как же вышло, что двое вроде бы далёких от Толстого учёных, продолжавших активную научную работу, обратились к жизнеописанию автора “Войны и мира” и “Анны Карениной”? Точный ответ нам уже не узнать, но рискнём предположить, что опыт и наследие Л. Н. и спустя сто лет после его смерти провоцирует задать “последние” вопросы о нашем существовании, о смысле жизни отдельной и общем пути всех людей, вопросы, которые обострённо звучат на склоне лет, когда приходит время подводить итоги и задумываться о том месте. Зверев и Туниманов, как и их предшественник Виктор Шкловский, в глубоком и безбрежном материале жизни и творчества Толстого находили важные для себя и читателя уроки, методы, приёмы, поступки, нечто вечное, не зависящее от конъюнктуры времени.

Первая половина книги, зверевская, рассудительная, обстоятельная, написанная широко и любовно, сосредоточена на росте Толстого как автора, движении к “вершинам” (так называется большая глава о двух главных романах Л. Н.), чем дальше, тем сильнее писатель уходит в тень им созданного, и литературный анализ подчас занимает места куда больше, чем биографический элемент. На тех, кто сочтёт такой перекос недостатком, совсем другое впечатление произведёт вторая, тунимановская, часть книги. Восьмидесятые годы, на которых подхватывает историю Туниманов, и толстовскую жизнь разделили на две части: отсюда берут начало духовный переворот (и пишутся первые религиозные и политические трактаты) и перманентный кризис в растущей семье Л. Н., да и в целом пространство толстовского мира стремительно расширяется. Туниманову интересней бесконечные конфликты в Ясной Поляне и внешняя сторона жизни Л. Н.: хождение в народ, защита невиновных, встречи с великими современниками и соратниками-толстовцами; биограф пишет увлечённо, полемично (порой излишне, когда зачем-то защищает любимого Достоевского от критика Страхова или сетует на современных журналистов), и вторая половина книги крепко захватывает любого читателя.

Разные по манере и акцентам части биографии тем не менее никогда не упускают главного героя. Филолог и литературовед, Зверев и Туниманов внимательно следят за эволюцией художественного метода Толстого, перенесшего силой своего гения русскую литературу в двадцатый век: обильный, стихийный и свободный стиль раннего Л. Н. трансформируется в обнажённый реализм, избитый термин, но наиболее точный по отношению к его поздним вещам. Беспокойный, вовлечённый в жизнь и увлечённый ею, дьявольски наблюдательный и всё переживающий молодой и зрелый Толстой в конце жизни превращается (и видится современникам) воплощённым богом, наблюдающим за героями своих книг с невероятной высоты, знающим всё, но не препятствующим естественному ходу вещей. Шкловский, возможно, из идеологических соображений не упоминает о влиянии Л. Н. на западную литературу, а Зверев с Тунимановым прямо связывают прозаические открытия Пруста и Джойса с толстовским методом. Толстого легко пародировать, но невероятно сложно добиться схожей с толстовской мощи воздействия, может быть, оттого, говорят биографы, что феномен его глубоко индивидуален, связан с конкретным жизненным опытом.

Кажется, особенно ближе к окончанию книги, что Толстому вовсе не стоило жениться и заводить семью, до того изматывающими были усобицы и конфликты его близких с главой дома и друг другом. Если бы сто лет назад снимали реалити-шоу (папарацци, кстати, тогда уже появились), то на телевидении “Толстые” побили бы все рейтинги популярности. Капризная и истеричная жена против грубоватого, скрытного мужа, сыновья-бездельники и сыновья-посредственности, три хорошие дочери и все с несчастной судьбой, ранние смерти и дрязги за наследство, нереализованные амбиции и постоянный самоанализ, наблюдение всех за всеми – и всё в дневники записывают! “Мысли семейной” Владимир Туниманов уделил существенную часть второй половины книги, и он куда суровей к Софье Андреевне и Львовичам, чем даже Шкловский. С его слов выходит, что к концу жизни у графини помешался рассудок, и многочисленные свидетельства гостей Ясной Поляны, увы, это подтверждают. Покушения на самоубийство, слежка за мужем, непрекращающиеся истерики Софьи Андреевны омрачили последние годы жизни Толстого, непонимание же и умственный разлад двух супругов имели к тому времени уже двадцатилетнюю историю. Читать об этом преступно упоительно, словно семейная жизнь Л. Н. была ещё одним его романом. Но тут стыдиться не надо: лучшие воспоминания о доме Толстых оставили Татьяна Львовна и Сергей Львович. И всё же, держа в голове ад последних лет, надо помнить, что спокойными и счастливыми были первые их годы. Ведь надобно иметь надёжный тыл, чтобы взяться за главные книги, а сколько радости принесли Л. Н. первые дети, возня с ними и учёба их. Достиг бы автор “Семейного счастья” вершин своей прозы, не приди это счастье к нему в действительности? Ещё одна медаль с двумя сторонами…

Толстой и сам как бы раздвоен. “Невидимая арка”, соединившая темы “Анны Карениной”, или “лабиринт сцеплений” в пространстве “Войны и мира” – художественное совершенство при стихийности письма – логичное отражение натуры их автора. Буйный нрав и его укрощение, барство и народничество, патриархальные представления о семье и долге и стремление “удрать” от родных, от общего к уединённому. И самое главное: мощное учение, широкий круг последователей, всемирное признание – и одиночество, и личный путь спасения, индивидуальная дорога к Богу, разговор с которым возможен только наедине. Кругом противоречия, крайности (как трясёт некоторых до сих пор от “Крейцеровой сонаты”!), порой откровенное лицемерие. И из всего сложного клубка идей, мучений и самоанализа он вырвался, уйдя в никуда. Может быть, главный урок толстовского опыта в том, что нет никаких верных идеологий, нет единственного пути к правде, нет общего, а есть путь только вашей души, части бессмысленной и безмолвной природы, где смерть лишь переход в иное состояние в бесконечной череде перерождений. Так и творчество Толстого давно переросло рамки литературы, превратившись в развёрнутое путешествие души автора, сразу узнаваемой в каждой книге.

Комментарии


Отличная рецензия!
Жениться Т не стоило, это точно))) незачем было портить жизнь другому человеку своим фееричным эгоизмом. Здесь как нельзя более кстати хорошая русская поговорка: у умного мужа жена - княгиня. А у дурака и княгиня загине. Вы читали " Бегство из рая"? А еще хороши дневники Толстой.


Может быть, стоило жениться, а потом развестись? Но это не по-графски как-то и противно убеждениям Т, так что тянул лямку с редкими проблесками радости. Басинского я пока не читал, у меня план: в год по одной книге Толстого и одной работе о нём. На этот год ещё что-то художественное осталось. А дневники прочту, конечно, или комментарий к ним Бибихина.


Какой основательный подход!)))


Ну Л. Н. - товарищ плодовитый, надолго хватит.


Ух, как мощно, как страстно вы написали!
И как интересно!
Спасибо.


А Толстой на это провоцирует, многое из его опыта к нам приложимо. От проблем поведения в обществе до вопросов веры, биография это всё заостряет.


Биографий его (во всяком случае, в зрелом возрасте) - не читал. Но вот тут

А Толстой на это провоцирует, многое из его опыта к нам приложимо. От проблем поведения в обществе до вопросов веры

готов подписаться под каждым словом. Недавно прочел "Анну Каренину", сейчас слушаю "Войну и мир" - и просто голова идет кругом от гениальности этого писателя.


Мне кажется, без знаний биографии Толстого понимание его книг будет неполным, очень много в них из личного опыта, от духовных поисков до прототипов главных героев. Толстой - отличный пример против мнения, что авторская биография при чтении не нужна или мешает.


Это сложный вопрос, Иван.
Сложный и субъективный. Слушая сейчас "Войну и мир" я наслаждаюсь языком, психологизмом, глубиной докапывания автором до исторической правды, раскручивания им идеи "роль личности в истории", инерционности исторического маховика и т.д. и т.п. Заиграет ли роман новыми красками, если я узнаю подробности семейной жизни Л.Н... не знаю-не знаю...
Но, с другой стороны, Толстой как личность - мне очень интересен. И поэтому в планах к прочтению и эта книга, под рецензией на которую мы сейчас дискутируем, и "бегство из рая".


У меня удивительно двойственное отношение к Т: я его терпеть не могу, как личность , и обожаю, как писателя. Он настолько зоркий в своих книгах, настолько точный, " психологичный". Но вот себя он видел крайне необъективно. Просто поразительно, но факт: отвратительный человек создал произведения, которые никто никогда не превзойдет. Дотянется - может быть. Но написать лучше Т, имхо, так же невозможно, как невозможно превысить скорость света или опуститься ниже абсолютного нуля. И по форме и по содержанию - шедевры. А язык - это просто отдельное наслаждение! Извините, " Остапа понесло" :-)


Искренне не понимаю как можно применять столь категоричные и глубые эпитеты к личности Льва Николаевича! Почему трогательная искренность, раскаяние, стремление к идеалу (истинному Богу), пытливый ум, бескорыстное добро, благотворительность, желание сделать этот мир чище и лучше, невероятная сила духа и воля удостоились в речи его потомков словосочетанием "отвратительный человек"?) Жизнь и философские труды (не художественные произведения) этого "отвратительного человека" послужили вдохновением для деятельности Махатмы Ганди (наверняка по-вашему еще одного "отвратительного типа"). Очень интересно, прочитали ли Вы сей труд, о котором идет речь в рецензии? Откуда такое предубеждение?


В любом случае он фронтовик, если можно так выразиться. Участвовал в Крымской войне. А то как там с семьей - дело второе. Ведь многие забыли, для чего вообще существовало дворянство. По крайней мере он исполнял свой долг перед Родиной, служа в армии, а не паразитировал на гражданских чинах. Что тут еще добавить. И произведения его заслуженно признаны всем миром!


Абсолютно точное завершение Вашей пламенной тирады! Не могу не согласиться! Даже выпишу.


Хотя насчёт бессмысленности природы могу поспорить :)


Да, блестяще написано. Из той категории, когда чувствуешь: "я сам всегда так думал, только написать руки не дошли")) Спасибо. Вы специалист в какой сфере знаний, если не секрет?


Спасибо, Олег.
Толстой мне близок, вот и получилось эмоционально.
Диплом у меня по госуправлению был, но работаю не по специальности, надеюсь, что немного понимаю в истории и политике)


Спасибо за столь талантливую, глубокую, проникновенную рецензию! Книга потрясающая! Действительно, история жизни Толстого ничуть не менее гениальна, чем его произведения. Книга вызвала во мне такой шквал мыслей и эмоций, что казалось их никак не уместить в одну рецензию. А Вы блестяще справились с этой непростой задачей!


И вам спасибо за отзыв! Приятно, что рецензия не утонула в небытье, а помогает в выборе книги. Ну а Толстой всегда будет волновать и будоражить, такой уж он дядька противоречивый)