Больше рецензий

NataliP

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 сентября 2015 г. 16:30

1K

4.5

Совсем недавно, слушая за мытьем посуды разговор людей неглупых,я брякнула "Херосима...я и не знаю,что там случилось"? И лишь когда на меня устремились четыре глаза,я растерялась, и из глубин сознания донеслось спасительное "бомба". Мне не сразу стало стыдно,но когда я ощутила это чувство в полной мере,то подумала,что иногда лучше промолчать, а не рубить с плеча. А потом тихо-тихо в википедию заполнять пробелы. Я еще не рассказала о башнях-близнецах. Не буду об этом.

Тем ценнее такие книги,как Иудейская война. Признаюсь,при всей своей любви к литературе, я несильна в истории. Судьбами еврейского народа никогда не интересовалась, и обособлять евреев мыслей не возникало. Основной темой романа является борьба евреев против римлян за независимость в Iв н.э. и,как следствие этой борьбы,разрушение священного города иудеев Иерусалима.

картинка NataliP
"Разрушение Иерусалима",Роберти Эрколе

Имя главного героя Иосиф бен Матитьягу знает может быть и не каждый,а вот Иосиф Флавий у многих на слуху. Роман позволяет проследить путь становления известного военачальника,узнать его, как человека. Я не скажу,что он был мне особо симпатичен - думаю,во многом он обелил себя. Однако нельзя не отдать должное выдержке этого человека. Он прошел через собственные неудачи,презрение народа,разделившего с ним землю при рождении, он провел в цепях много дней,познал страсть,но выбрал призвание. Он многого достиг! Не буду судить о нем, как о персонаже историческом,но как о литературном герое, скажу, что Фейхтвангер создал живого героя, неидеального,порой не уверенного в себе,одинокого, но, несмотря ни на что, многого достигшего.

Роман пестрит именами реальных личностей, оставивших жирный след (как выяснилось:) в истории. Это и Гессия Флора, Юст Тивериадский, Веспасиан и его сын Тит,Симон бар Гиора,Иоанн Гискальский и многие другие.С немецкой обстоятельностью,без сантиментов, автор раскрывает нам характеры этих людей. Кого-то более подробно,а иных удостаивает лишь кратким описанием. Но образы рисует очень четко,мы действительно видим то неспокойное время,мы слышим речи,чувствуем накал и приближение катастрофы. Первые две трети книги приходилось порой пробиваться сквозь густой насыщенный политическими реалиями тех дней текст, силиться не запутаться в именах и событиях.

Передохнуть удавалось на описаниях любовных перипетий героев. Здесь нам представлены яркие женские образы: простолюдинка Мара,дочь придворного римского художника Дориан и иудейская царица Береника. Первые две жены Иосифа,последняя - любовница Тита. Истории, вобщем-то, стары, как мир,но из-под пласта политического и временного мне трудно их обстоятельно разобрать.Скажу только,что мне наиболее симпатична Дориан. Её я лучше всех смогла представить,и она мне наиболее понятна. Ни одна из этих историй не увенчалась хэппи-эндом,и виной всему политические раздоры. Люди так или иначе оказались разделены пропастью из сотен распятых тел,и ничего не поставишь в противовес этому, даже собственные чувства.

Конфликт Иосифа и Юста тоже занимателен,ибо,как я поняла,они искали соринку в глазах друг друга.Несмотря на то,что роман написан от лица так называемого всевидящего ока, в голову Юста проникнуть мы так и не смогли.Со стороны он казался человеком более прямолинейным и менее сомневающимся,чем Иосиф, чуждым всякому пиару. Я люблю,когда в произведении есть такие личности: замкнутые,обособленные,отвергающие всякую лесть, действующие лишь в собственных интересах. И всякий раз находится герой, гораздо более праздный,амбициозный,но который жаждет признания такого вот, совершенно безразличного ему человека.

Последняя треть книги читается стремительно. Мы видим долгую осаду Иерусалима.Город задыхается,город медленно сдается. Фейхтвангер рисует смерть без лишних слов,лишь излагая факты.И мы никогда не поймем и не прочувствуем весь ужас, осязаемость такой вот страшной реальности. Мы не жили в войне,нас не разлучали с близкими так нелепо,как во сне.Вся война мне представляется кошмарным сном,она для меня лишь видение,ни разу не досмотренное даже до половины.Но как книжная реальность она интересна,колоритна,противоречива.Это повествование на грани.И грани этой мы не узнаем,ибо история продолжается.

Книга мне понравилась!Вообще немецкая литература вещь в себе.Она вроде горделивой красавицы- стоит в стороне,совершенно никого не пытаясь покорить.Все в её облике вымерено с ювелирной точностью.Нет здесь ни пухлых губ,ни пышных форм.Есть просто сдержанная триумфальная красота,оторваться от которой нет сил.Даже если ты такой прохиндей в истории,как я:)