Больше рецензий

Muse85

Эксперт

эмоциональный и необъективный

29 июля 2015 г. 23:52

1K

4

Вот я и вспомнила почему вдруг, в десять лет, охладела к обожаемому до той поры журналу "Мурзилка" и какого лешего потребовала у папы отменить подписку за несколько месяцев до срока, хотя сама же её клянчила в прошлом. Это я сейчас не о книге Успенского говорю, а об иллюстрациях господина Чижикова. От чего-то они мне не нравятся, вот даже сейчас присматриваюсь и прям закрыть файл хочется. Манера очень характерная, яркая, запомнить и узнать её ничего не стоит. Впрочем, рисунки тут в общем не слишком большое влияние имеют, потому забудем.
Сама книга интересная, смешная, привлекательная советским таким душком, очереди в магазин, западные шмотки-зло, японские калькуляторы погубят наше поколение и все такое. На самом деле, произведение мне очень понравилось по многим причинам, а особенно потому, что читала я его впервые.

Дальше...


1. Пиши "пизирек" или русский язык в умелых руках. Успенский прям смакует некоторые обороты. Его великий могучий действительно именно такой. Хотите, чтоб мозг слегка отдохнул от поиска ошибок и неточностей в филологической составляющей текста, полистайте на досуге. Почему можно говорить про дождь "мокрый"? Как правильно просклонять по падежам словосочетание "полторы банки варенья", а имя "Кара Кусек" слово "куда?", интересно, тогда вам точно сюда :) Впрочем, дело не только в технической стороне и содержании текста, а скорее в самом языке автора, который, в принципе, довольно эрудированный человек, раз, уверенный оратор, два, и просто интересный писатель, который, кстати, знает об этом, три.
2. Нашу песню не задушишь, не убьешь или Как я вспоминала детство. Точно знаю, что папа мне это не читал, сто процентов, однако стоит мне начать просматривать строки Интерната, в голове тут же возникает размеренный басистый голос обожаемого родителя. Почему? Потому что у нас с ним за плечами гигантское количество перелопаченной советской детской литературы, от Носова до Гайдара, а это, извините, не пропьешь. И, конечно, здесь уже веют свободолюбивые ироничные нотки, которых ранее не допускалось, но все те же короткие цепкие предложения, склонность к морализаторству, лёгкий юмор и любовь часто-часто использовать слова " дети", "Девочка", " мальчик", а также фамилии детей, а не имена, чтобы подчеркнуть мнимую дистанцию между автором и героями. Впрочем, вот одно мне осталось непонятным. Зачем так часто было использовать слово "трусы"?.. Тут они болтались, там были большими и сиреневыми, сям вообще оказались на ленивце Плюмбум Чоки, будто Успенский как ребёнок радуется игрушке и впихивает оборот туда и сюда, чесслово!
3. Стиль автора или А не написать ли нам новый словарь?.. Выше я уже упоминала об уверенном использовании русского языка автором книги, однако самое вкусное я оставила на сейчас. Столько новых терминов, знакомых и одновременно незнакомых, в одном не очень-то и большом произведении, я ещё не встречала. Итак:
1) Хендрики - Большие белые конверты с красным крестом снаружи и яркими травами внутри. Кто выпьет отвар из травы не потеряет год жизни. Обычная валюта интерната.
2) Большая разлинованная Хвалюндия - табель оценок в конце учебного периода.
3) Мехмех, он же двор, дир, иногда врач и Генерал-Барсук - самый главный в Меховом Интернате, барсук в шляпе пенсионерки.
4) Помидорный чай, свежевымытая картошка, засахаренная свекла в кругляшках, жахтриль - обычные угощения, которые предлагают дорогим и желанным гостям. О последнем фрукте также отзываются как " кошелёк, набитый вареньем".
5) Главный Бумажный Получальник - журнал успеваемости.
6) Получалки - оценки. Причём система и тут иная, фамилии пишутся напротив оценок, а не наоборот, так выполняется план по количеству оценок, так или иначе :) мне, как учителю, это кажется гениальным!
7) Начинальник - звонок.
8) Блюм и блюмкаться - вставать на передние лапки на крышке парты, тут приведу цитату, ибо это тоже очень интересно с точки зрения педагогики. Может и мне попробовать...

Мое изобретение. Во-первых, собирает и разгоняет сон. Во-вторых, выдает тех, кто жует мухоморы или бычки. Они сразу блюмкаются. В-третьих, будит уважение.

9) Толкалки, сшибалки, валилки - самые распространённые игры на переменах. У наших учеников тоже, кстати. Иногда и мне приходится играть, если надо по коридору пройтись в начальном блоке.
10) Обманизм, сочинизм и, как противоположность, правдизм - предмет, которого так не хватает для интернатников, чтобы те научились говорить неправду.
11) Большой Вафельный Отметник - это вообще прелесть что за штука.


— А как им пользоваться? — спросила девочка.
— Очень просто. Он сделан из вафли. За каждый правильный ответ можно давать учащемуся грызть. Чем лучше ответ, тем больше можно откусить.


12) Папо-мамовское собирание - родительское собрание.
Фуууух, что-то я наверняка забыла, потому что выбирала максимально яркие термины.
А ещё тут очень интересная структура, есть главы, а есть междуглавия, где даны размышления главной героини, наблюдения, философские, не побоюсь этого слова, замечания автора. В общем, чудо-расчудесное, а не между первой и второй перерывчик небольшой. Особенно мне понравилось про причины, мешающие ученикам на уроках слушать учителя.
А еще я намеренно не упоминаю все имена учеников Мехового Интерната, ибо такое нужно читать самим.
4. Пожелания читателю и без всяких или... Если вдруг вам, также как и мне, в детстве как-то не свезло познакомиться с Меховым интернатом и его обитателями, то, прошу вас, не пройдите мимо и прочтите небольшое, но до крайности интересное произведение. А если же вы, наоборот, принадлежите к числу счастливчиков, чья юность прошла под сенью дачных стен Мехмеха и Компании, тогда тем более, скорее снова, все вспомнить и поздороваться. Короче, читайте и радуйтесь жизни, милые детки, которые есть в душах у всех нас. Добра, света и хендриков всем нам.

Учителям всех предметов, возрастов и пород прочтение обязательно!!!

Прочитано в рамках игры Книжное государство, постройка Учебное заведение. Команда "Стихийные бедствия", ура!:)

Комментарии


Ура!
Мне очень нравится слово Хвалюндия :) И идея с вафельным отметником шикарная просто ;) А вот толкалок, сшибалок, валилок у нас не было. У нас в младшей школе проводились музыкальные перерывы, когда классы выходили в коридор, строились по рядам и под музыку повторяли движения за ведущим, во как)


Достойная замена Суфражистке, мне кажется :)
А насчёт начальных классов у вас, это прям огого как! Видать, и вы из этих, кэп, белых воротничков которые ;)


А, по-моему, тут рисунки Чижикова в тему, повесть-то юмористическая. Вот за михалковский "Сон с продолжением" Чижиков зря взялся - не совпадают его иллюстрации с настроением сказки


да ни Боже мой, ни разу не говорила, что они не в тему, мне просто не нравится манера художника, об этом я и написала. Однако вы правы, юмористические повести подобной кисти больше подойдут.

Вроде там лулзы про "полторы бочки варенья" были, а не банки. Из детства в голове осталась загадочная формула: "полторём бочкём вареньем".


Кряхтя и чертыхаясь, полезла проверять и правда, бочкём :):):) спасибо за коррекцию :)