Больше рецензий

Igor_K

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июня 2015 г. 15:45

491

4

Ролевики – народ странный. Наряжаются в старинную одежду, уезжают в лес, чтобы играть в игры, суть которых непосвященному человеку сложно объяснить: что-то между театральной постановкой, импровизацией и туризмом. У них есть свой птичий язык – все эти «квесты», «хиты», «ранятина» и прочее. Они различают пожизневую часть своего быта и игровую. Пожалуй, понять эту субкультуру можно только, став ее частью. Наверное, поэтому хороших книжек про ролевиков по сути-то и нет; таких, которые были бы интересны не только самим ролевикам, но и широкому кругу читателей. Урсула Познански попыталась написать именно такой роман.

[В этой связи вспоминаются еще «Хомячки в Эгладоре» Марии Галиной, но про них рассказ должен быть отдельный, они совсем про другое.]

Отечественного читателя «Игра 14.0» (в оригинале «Saeculum») удивляет исходным материалом вдвойне: она про немецких ролевиков.
Студент медуниверситета Бастиан (тезка героя знаменитой «Бесконечной книги» Михаэля Энде) как-то раз повстречал девушку Сандру и влюбился в нее. Она затащила его на средневековую ярмарку, познакомила со своими друзьями ролевиками и пригласила на элитную игру. Суть игры в том, что отряд выезжает в глухой лес и на пять дней отказывается от всех плодов современной цивилизации: только те предметы, которые были известны в средневековье, лекарств нет, о палатках и спальниках и мечтать не стоит, еду варят в котле на костре и так далее. У главного героя даже забирают очки. Полный экстрим, попробуй вот так вот пожить почти неделю на лоне природы. Дело осложняется тем, что старинная легенда гласит: эти места были прокляты, тот, кто забредет сюда, не вернется живым. Сперва молодые люди относятся к легенде о проклятии с усмешкой, мол, старые сказки, правды в которых ноль. Но чем дальше, тем страньше. В лесу находят кусочки коры со странными стихами, исчезают люди, кажется, поблизости прячется кто-то посторонний. И выйти из леса не так уж просто, и еда испортилась. Круг ужаса сужается. Вот уже и завзятые скептики начинают верить в древнюю легенду…

[Если коротко, то «Ведьма из Блэр» какая-то.]

Урсула Познански написала отличный, я бы даже сказал «образцовый», триллер. Все сюжетные элементы хорошо сложены, имеются неожиданные повороты сюжета, ближе к финалу напряжение растет, до конца предугадать, чем дело кончится, сложно. Триллер триллером, но и о смыслах автор не забывает: про «Игру 14.0» легко сказать, что она про месть, пределы контроля, отношения отцов и детей, власть суеверий над людьми, про то, как тонкий слой цивилизованности легко смывается с людей, когда они оказываются перед лицом смерти.

[Правда, пока читал никак не мог отвязаться от мысли, что из такой фабулы Стивен Кинг сделал бы шедевр, а у Познански просто получился крепкий середнячок. Но не всем же быть Кингами.]

Тем не менее, в книжке есть ряд просчетов.
Во-первых, видно, что Познански не так хорошо знает мир ролевых игр, чтобы писать о них достоверные вещи. Что касается средневековой ярмарки, все реалистично. Автор наверняка посещала такие мероприятия. А вот когда дело доходит до самой игры... Например, странно то, что герои, которые позиционирует себя едва ли не реконструкторами, не взяли с собой даже одного шатра. Вместо этого они предпочитают спать на голой земле. Мило, конечно, но шатер прекрасно вписался бы в их игру и привнес толику комфорта. Еще одна странность: для игры мастера не написали внятных правил. Правил просто нет. А вот это уже ни в какие ворота! Даже для самой простенькой игрушки пишутся правила, а тут такой амбициозный проект. Где же, например, правила по медицине? Как человек должен понимать, что ему делать с игровыми травмами?
Но это мелочная придирка, читатель, который никогда не сталкивался с ролевыми играми живого действия, на все это не обратит внимания. Гораздо серьезней другой минус.
В книжке не так уж и много героев, тем не менее Познански не всех их смогла полноценно раскрыть. У нее были пять сотен текста, и все равно не хватило. Хорошо раскрыты Бастиан и Айрис. Чуть хуже Пауль. Тут мне могут возразить, но, увы, без спойлеров я не смогу аргументировать свое мнение. Остальные герои, вообще, одномерны. Если трус, то трус. Если жизнерадостный толстяк, то жизнерадостный толстяк. Конечно, так автору легче писать про своих персонажей. Но именно из-за этого они кажутся схематичными и картонными. И именно поэтому – не смотря на поднятые темы – «Игра 14.0» как была триллером (хорошим), так и осталась.
Резюмируя, скажу: мы имеем дело с крепким жанровым произведением, в котором случаются моменты провисания сюжета, но это компенсируется отличным финалом. И если вам надоело читать про ролевиков-попаданцев, то «Игра 14.0» написана специально для вас.

Комментарии


А меня книга разочаровала((( О ролевых играх автор не знает ничего, впрочем, как и о туристических походах, длящихся дольше одного дня. С логикой у героев тоже большие проблемы. А концовка мне вообще не понравилась, очень уж несопоставима оказалась игра со своей целью. А еще неимоверно раздражал недомедик Бастиан.


Про то, что о ролевых играх автор знает очень мало, я написал. Так что, в этом с вами согласен. А вот финал мне понравился. Хороший финал для триллера. Именно что для триллера, а не для реалистического произведения.


Я и рассматривала книгу как триллер, не считаю финал хорошим, но это только моё мнение :)
А "Эреб" этой писательницы читать планируете?


Я когда-то листал "Эреба" в книжном магазине. Не могу сказать, что мне захотелось его настолько прочитать, чтобы я кинулся сразу же покупать. Так как за "Игру 14.0" я взялся только из-за ее специфической тематики (кстати, не помнил, что ранее сталкивался с другим романом писательницы), то прочитаю "Эреба" только если в руки попадет, специально искать этот текст не буду.