Больше рецензий

27 апреля 2025 г. 14:11

16

5

Чаще всего книги попадают ко мне потому что я (подчеркну, именно я) их выбрала для своего чтения, настоящего или будущего. Даже в подарок я получаю строго то, что попросила сама. Но иногда (очень редко!) книги сами меня находят...

В прошлом апреле моя подруга Маша (спасибо ей, кстати, за это огромное!) приобрела для меня книгу, обернутую в крафтовую бумагу с кратким ничего не говорящим мне описанием.

o-r.jpg

этой книгой оказался дебютный роман французской писательницы Виктории Мас «Бал безумцев», ставший лауреатом нескольких французских литературных премий и даже экранизированный в 2021 году. 

В центре сюжета история Эжени Клери, девушки из высшего общества, волею своего властного отца, запертой в психиатрической лечебнице Сальпетриер за бунтарство, непокорный нрав и «общение с мертвыми». В 19 веке данная лечебница становилась пристанищем не только для женщин, действительно нуждавшихся в медицинской помощи: больных шизофренией, эпилепсией, эгоманией и истерией, но и тех, кто был банально не удобен или не угоден семье/обществу. Поводом для постановки психиатрического диагноза могло быть заявление женщины об изнасиловании, недовольство мужниной изменой, бродяжничество, отношения с более молодым партнером, чрезмерно долгий траур по умершему супругу, да и мало ли что еще.

«Сальпетриер превратился в выгребную яму, куда сваливали всех, кто нарушал устоявшийся общественный порядок, в лепрозорий для тех, чей душевный строй не соответствовал ожиданиям, в тюрьму для дерзнувших обзавестись собственным мнением».

По сути своей это история о том, как женщина, не вписывающаяся в рамки, становится костью в горле для окружающих ее мужчин и попадает в искусственно созданное женское общество, где ей, конечно же, не место, но именно это открывает ей глаза на саму себя и дает ощущение сестринства, ведь только женщина может понять другую женщину.

После прочтения, я, конечно, посмотрела экранизацию. Как ни странно, она мне понравилась, но было бы это так, если бы я не читала первоисточник, большой вопрос. Хотя бы потому что я не сильно люблю французское кино с его откровенностью. При этом фильм действительно довольно близок букве автора и может стать не плохим дополнением к прочтению романа, если вам не хватило, например, визуализации к тому, что происходило в домах умалишенных в 19 веке.

Кстати, одна из режиссерских находок заключатся в том, что несмотря на важнейшую часть сюжета про «общение с мертвыми», проходящую красной линией через всю историю, самих призраков мы не видим и у зрителя, как и у героев, остается шанс не поверить в дар Эжени.

Что еще заметила, в романе Шарко - не более чем функция, а больница - место действия, фильм же развивает линию "лечения", вернее «залечивания» паценток, где в ход идет все от кровопускания и гидротерапии до изоляции в подвальных помещениях и гипноза.

Конечно, экранизация – это, как и всегда, попытка режиссера взглянуть на историю, адаптировать ее для зрителя, и в этот раз тоже не обошлось без вольностей в сюжетных поворотах, но при этом все важное осталось на месте. Поэтому, если вас заинтересует сюжет, могу посоветовать фильм. Как полную замену роману вряд ли, но как приятное дополнение, - вполне.