Больше рецензий

27 апреля 2025 г. 05:07

49

5 Саундтрек: Lana Del Rey — Carmen (Instrumental).

О, «Лолита», роман-скандал, роман-обман, роман-трагедия. И классика, и отвращение, и запутанный шедевр. Очень много мнений и выводов породил этот роман, затрагивающий самые запрятанные тени души каждого человека.

Краткое описание: преподаватель французской литературы из Европы по имени Гумберт приезжает в маленький городок в Новой Англии. Он хорошо воспитан, образован, остроумен и пользуется успехом у женщин. Но его душа больна воспоминаниями о первой любви. И встретив 12-летнюю Лолиту, дочь своей домовладелицы, Гумберт надеется вновь обрести потерянный рай; стремление обладать которой становится его губительной манией.

О, Лолита, напористая, игривая, строптивая, наглая, громкая, непослушная, искренняя и несчастная Лолита. Прославившаяся именно под псевдонимом, Долорес Хейз претерпевает трудности всю свою жизнь. Слишком рано открывшая для себя мир взрослых игр, слишком быстро сталкивающаяся с проблемами реальной взрослой жизни. Гумберт лжёт ей с самого начала, лжёт и самому себе о мотивах её поступков, лжёт и о своих действиях нам, читателям. Вся книга — это ложь человека, размышляющего так часто о «чести», но каждым действием отделяя себя от данного понятия. Все его поступки под музыкальными выражениями ощущаются эгоистичными, мерзкими, лицемерными. И только к одному человеку всю книгу можно испытывать искреннюю, почти жалобную чувственность — к маленькой раненной девочке. О, Долорес, сколько ещё таких похожих на тебя!

Мне было очень сложно пережить столкновение с данным произведением, долго не могла я заставить себя его прочитать, а поднятая тема любви взрослого мужчины к маленькой девочке отталкивала. Но стоило приступить и начать постепенно погружаться в человеческую скверну — и непереносимость заменилась любопытством, желанием посмотреть на мир совершенно противоположным моему взглядом. Появились вопросы, много, втянутость… и невероятное наслаждение, смакование Набоковского стиля, его игрой со звукописью и словно напевание некоторых абзацев. И пусть книга не даёт ответов, но подробно погружает в мозг, нервы, мысленные связи и блуждающие ощущения и чувства Гумберта. Владимир Набоков, как опытный художник, при помощи мазков игры слов, выстраивания звуков и грамотного расставления фраз яркими красками создаёт картину видения мира извращённого, хитросплетающего, безумно страстного рассказчика; при этом тонким карандашом прослеживается на заднем плане, в изречениях второстепенных персонажей намёки и прямое отношение автора. Редкие фразы и сухие отчёты превращают последнее почти в невесомость, из-за чего до сих пор многие создают обсуждение на тему: «А как относился к истории сам Набоков, что он имел в виду?»

Сам роман похож на туманный морок, бредовый сон, когда события очень яркие, но неестественные и фальшивые, с уклоном в кошмар в момент пика напряжения. И как заканчивается лихорадка, так и книга, оставляя частички грязи, опустошения, облегчения.

Рекомендовать эту книгу не хочется: до неё нужно дойти самому в нужный момент. Роман тяжёлый, временами невыносимый, противоречивый, но также заставляющий пережить катарсис и вызывающий восхищение талантом и всем вложенным трудом автора.

Спасибо Владимиру Владимировичу за каждую минуту, проведённую за созданием и переводом-редактированием данного произведения. Оно наполнено вдохновением, стремлением и заботой о своём тексте, как о любимой бабочке.

Ставлю 5 из 5 за желание плакать от отчаяния и рыдать от облегчения. Давно книга так не встряхивала и не ломала. Владимир Владимирович Набоков — великолепен.

Яндекс.Дзен