Больше рецензий

4 июня 2015 г. 19:32

448

4

Известный писатель, переводчик и поэт Геннадий Прашкевич написал отличную книгу о жизни другого известного, и, не побоюсь этих слов, великого писателя Рэя Брэдбери. А я хочу рассказать об этой книге и о своих от неё впечатлениях.

О жизни Брэдбери рядовому российскому читателю известно не так уж и много подробностей – одна статья в «Википедии» уже даёт нам необходимые знания (и за это ей большое спасибо), не говоря уже о сайтах многочисленных поклонников фантастики и нескольким интервью писателя. Мы знаем, что он – классик мировой фантастики, признанный гений, написавший более восьмисот произведений разных жанров – от стихотворений и пьес до романов. Знаем, что Брэдбери не окончил университета, зато, по его собственным словам, «окончил библиотеку», что он начал писать рано и очень серьёзно подходил к литературному труду, долго работая над своими произведениями. Мы в курсе, что слава пришла к нему после публикации «451 градус по Фаренгейту» (и об ошибке в названии, ведь на деле бумага не воспламеняется при этой температуре), что он написал много сценариев для фильмов и даже детективный роман. Нам известно, что он получил множество литературных премий и что многие его произведения были экранизированы (а мы их смотрели и любили).

Вся эта информация лежит в свободном доступе в интернете и любой может с лёгкостью блеснуть знаниями, перейдя по первой же ссылке по запросу «Рэй Брэдбери». Но он не узнает, как он рос, взрослел, влюблялся, мечтал, насколько трудно приходилось юному Рэю, что его радовало и огорчало, не прочувствует вместе с ним его взлёты и падения, не оценит его стараний и впечатлительности, да и вообще с трудом представит себе классика обыкновенным живым человеком. О таком однобоком и типично «школьном» подходе писал в своё время Александр Кушнер в стихотворении о другом классике, Гоголе: «Быть классиком — значит стоять на шкафу / Бессмысленным бюстом, топорща ключицы. О Гоголь, во сне ль это всё, наяву? / Так чучело ставят: бекаса, сову. / Стоишь вместо птицы...»

В серии «ЖЗЛ» уже вышли в свет биографии братьев Стругацких, Герберта Уэллса и Жюля Верна под авторством Геннадия Прашкевича, который в настоящее время работает над книгами о Станиславе Леме и Джоне Толкине. Над этой весьма объёмной книгой в триста пятьдесят страниц Прашкевич работал долгих полтора года, почти год из которых ушёл на сбор и обработку различных материалов.

Из обстоятельной и талантливо написанной биографии мы можем почерпнуть немало интересных подробностей о жизни и творческом пути Рэя Брэдбери, а главное – узнаём его как личность. Перед нашим внутренним взором предстаёт худенький длинный мальчик в очках, сидящий в библиотеке, затем неловкий долговязый юноша, которого приняли в Лос-Анджелесскую лигу фантастики, потом вполне профессиональный писатель, пытающийся заработать литературным трудом и счастливый муж и отец. А вскоре мы видим писателя, к которому наконец пришла заслуженная и долгожданная слава, появились театральные постановки и фильмы по его произведениям, а также – тысячи верных поклонников его творчества.
Он был впечатлителен и внимателен, с самого детства обладал прекрасной памятью, любил кино и театр, обожал читать и постоянно чему-то учился. Прашкевич обращает наше внимание на одну редкую черту характера Брэдбери: он всегда доводил до конца то (пусть часто – только в воображении и своих книгах) то, что ему не удалось сделать когда-то: наказать школьных обидчиков, подарить любимому писателю возможность прожить на пару месяцев подольше и создать новые гениальные произведения.

И, несмотря на различные трудности и материальные проблемы юности, Брэдбери всегда ценил «радость жизни», как говорят критики. В его произведениях много внимания уделено детям и их особом мире, так непохожем на мир взрослых, и другим особым мирам, так непохожим на наш, привычный и понятный. Своими книгами он словно говорит нам: «будьте внимательнее, ведь всё по-настоящему новое и неизведанное лежит где-то близко возле наших глаз, стоит только внимательнее присмотреться, обернуться, и тогда в каждом прожитом мгновении вы откроете для себя удивительные миры, впрочем, и мы с вами – тоже существа удивительные».

Сквозь весь текст отчётливо чувствуется особенное отношение Прашкевича к своему «герою»: хорошо заметно, что он бесконечно восхищён его отношением к творчеству и жизни, очарован его мыслями и поступками. Книга изобилует многочисленными цитатами, фразами из интервью и выступлений Брэдбери, его произведений, которые, несомненно, приходятся по душе биографу. Конечно, важно не переборщить с цитированием, но автор многочисленных очерков и жизнеописаний знает толк в правильной дозировке сухих фактов, легенд и слухов, цитат и свидетельств современников и коллег по писательскому цеху.

После прочтения биографии мы можем по-новому взглянуть на уже знакомые и много раз перечитанные нами рассказы и романы Брэдбери и с удивлением обнаружить, сколько же моментов из его собственной жизни писатель бережно перенёс в тексты произведений, не смягчив ни одной интонации, не забыв ни одного драгоценного мгновения прошлого!
На меня в своё время повлиял блестяще написанный биографический роман (романизированная биография?) «Пушкин» Юрия Тынянова, найдённый в домашней библиотеке, и именно тогда я узнала две вещи: что толстые книги могут прочитываться на одном дыхании, и что биографии могут быть не менее увлекательны, чем книги о приключениях и путешествиях к иным мирам.

Поэтому я не смогла пройти мимо книги, посвящённой жизни и творчеству одного из самых любимых моих писателей. На одном небольшом сайте я прочитала вот такой комментарий к новости о выходе биографии:

«Рэй Брэдбери это целый мир, открывать который было радостью с детства. Он же был великим провидцем многих социальных проблем будущего. Каждая его книга – это как беседа со старым другом. Спасибо за книгу, не бестселлер - но память о человеке, желавшем странного».

Действительно, спасибо.

Комментарии


Но он не узнает, как он рос, взрослел, влюблялся, мечтал, насколько трудно приходилось юному Рэю, что его радовало и огорчало, не прочувствует вместе с ним его взлёты и падения, не оценит его стараний и впечатлительности, да и вообще с трудом представит себе классика обыкновенным живым человеком.


А ведь правда!
Благодарю за рецензию, и за то, что она попалась мне на глаза :D вдруг бы никогда не узнала о существовании этой книги, а она обещает быть интересной)
На уроках литературы прежде чем начать что-то читать, учительница пару занятий посвящала биографии писателя. И очень многие вещи, моменты, переживания, события из жизни откликались в книгах. Любопытно, что именно Брэдбери перенёс из своей жизни в произведения
Кстати, ещё к этой цитате вспомнилось стихотворение Евтушенко "Людей неинтересных в мире нет..."