Больше рецензий

16 апреля 2025 г. 17:16

27

4.5

Наткнулась на весьма занимательное эссе двух влиятельных мыслителей ХХ века: Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно. Как ведущие фигуры Франкфуртской школы, группы интеллектуалов, связанных с Институтом социальных исследований, они стремились понять, как общество сбилось с пути. Их самая известная совместная работа «Диалектика Просвещения» была написана в самые темные дни Второй мировой войны. В основе работы лежит глубокая критика Просвещения как интеллектуального и культурного движения.

«Культурная индустрия просвещения как способ обмана масс» — одна из глав той самой «Диалектики просвещения».

В своем эссе авторы выступают с критикой культуры массового производства и потребления. Хоркхаймер и Адорно утверждают, что массовая культура способствует стандартизации мышления и уничтожению индивидуальности, превращая искусство и культуру в товары потребления.

Фильмы, музыка, пресса, реклама — это не просто формы развлечения, а мощный инструмент социального контроля. Создавая мир ложных потребностей и желаний, культурная индустрия держит людей послушными и самодовольными. Каждая область абсолютно единообразна и в действительности — всего лишь бизнес, возведенный в идеологию, призванную оправдать производимую бессмыслицу. Тем самым укрепляется власть правящих элит, а люди теряют критическое мышление.

«Борьба же идет с врагом, который в действительности давно повержен, - с мыслящим субъектом».

Через воспроизведение чувственного опыта окружающего мира угасает сила воображения и создается иллюзия «будто жизнь вокруг является непрерывным следствием той жизни, что знакома нам по виденному на экране». Избегается любая содержательная структура, которая требовала бы внутренней работы.

Эссе в виде фрагментов различных философских аргументов, написанное в 1944 году, удивительным образом совпадает и с сегодняшним днём. Бесконечные ленты социальных сетей, погружение в повторяющийся контент, бессодержательные видео, иллюзорность успешного успеха — продолжение того, чего боялись авторы.

Приведу наиболее яркие тезисы, которые заставляют задуматься:

Развлекаться всегда означает не думать.

Удовольствие — это бегство от малейшей мысли о противостоянии реальности.

Свобода, которую обещает нам развлечение, — это свобода от раздумий, которые могли бы вылиться в возражения.

Создание копии копий — образец для подражания.

Подражание оказалось наконец возведенным в абсолют.

Индивидуальность — фантом.

Источник