Больше рецензий

8 апреля 2025 г. 06:19

27

5 Отречение от человеческого позора.

Этот роман своеобразный детектив. Вот только важно не то, кто убийца, а как помочь тому, кого в убийстве обвиняют.

Лукас Бичем, афроамериканец, которого обвиняют в убийстве белого человека, да не простого, а из очень влиятельного клана. И казалось бы, что дальше всё понятно и ждёт его только одно, а именно, суд Линча. Но Лукас делает то, чего от него не ожидали — нанимает адвоката.

Может ли он чем-то помочь Лукасу? Наверное, мог бы, но он уверен, как и все белые люди вокруг, что тот врёт о своей невиновности, ведь это так логично, чернокожему убить белого.

Так бы и закончился этот роман, но Фолкнер не зря ввёл в повествование племянника адвоката, подростка, чью жизнь четыре года назад спас Лукас.

Именно Чик [Чарльз] Мэллисон является представителем поколения «новых южан», которые не готовы мириться с расовыми предрассудками, а хотят справедливости независимо от цвета кожи.

Но готов ли будет шестнадцатилетний парень сделать то, чего не смогли и не захотели взрослые? Выполнить просьбу Лукаса, раскопать могилу убитого и стать осквернителем праха ради восстановления справедливости?

В этом романе Фолкнер не просто затрагивает тему расовой сегрегации, но показывает через молодое поколение в лице Чика переломный момент в понимании всей абсурдности таковой.

Когда распространяется новость, что чернокожий убил белого из клана Гаури, то к тюрьме, где держат Лукаса, на площадь стекаются люди со всего штата, чтобы посмотреть, как его будут линчевать члены семьи убитого.

И именно ужас от осознания, что этим людям, в общем-то, всё равно, виновен Лукас или нет, что они просто хотят зрелища, является тем переломным моментом в сознании Чика.

«... этот край был пустыней и свидетелем, эта безлюдная дорога — подтверждением того.., что весь он сейчас повернулся умышленно, словно единой спиной всего темнокожего народа, на котором зиждилась самая экономика этого края, не в раздражении, не в гневе и даже не в огорчении, но в едином, необратимом, непреклонном отречении — не к расовому унижению, а к человеческому сраму».

Мне очень понравилось это произведение. Особенно любимый мною приём, который использует Фолкнер не только в этом романе — поток сознания.
Мне понравилось и как писатель раскрыл эту важную тему, особенно важную в те годы, когда этот текст был опубликован; и герои, которых выводит Фолкнер на первый план, а особенно, перемены в мировоззрении некоторых из них; а главное сам текст, такой тягучий и насыщенный, он засасывает в себя с головой, словно зыбучий песок, и тебе не хочется возвращаться на поверхность.