Больше рецензий
7 апреля 2025 г. 08:42
260
4 Спойлер "...что у Венеры под веником? Там Кустодиев чай пьёт!"
Рецензия"Долгая прогулка" измывается надо мной без стыда и совести! Я уже чувствую на подступах к препятствиям, как силы покидают меня, во рту все пересыхает, провизия в виде бутылки воды пустеет со скоростью света, а ведь даже ещё не половина пути!)
Из разыгранных книг - это было самое меньшее из зол, и то я его совершенно читать не хотела. Но выбирать между музыкантами – кастратами и королем мюзиклов, о коем я совершенно никогда и ничего не слышала, не приходится. «Картинные девушки» однозначно победили)
Первую половину книги скептически относилась к повествованию, но как только текст перевалил за экватор, я обнаружила себя посреди коридора с ведром и мокрой тряпкой в одной руке, швабра валяется где-тов стороне, а другой рукой я нетерпеливо в браузере набираю называния вышеупомянутых картин и пристально изучаю их. Мне тааак стало интересно, как выглядит то самое скандальное полотно, сломавшее жизнь одной очень известной девушки! Все дела, которые я делала на данный момент, были отложены на потом))
Книга воспринимается как интересные лекции по искусству, так подробно рассказывается про каждую картину, прям вот хоть бери Атлас живописи и листай параллельно (что я, конечно же, сделала), но как только повествование скатывалось в перечисление смертей и чудовищное кровосмешение, мне становилось откровенно скучно.
Ну не нужны мне ваши «дела семейные», будем честны))
У меня появилось несколько художников - любимчиков, от которых я совершенно не ждала ничего, но в итоге уже который день хожу и не могу перестать думать.
В первую очередь, хотелось бы упомянуть И. Айвазовского. Все,что я раньше о нем знала, - он написал картину «Девятый вал», и что благодаря ему появилось такое понятие как «маринист». (По крайней мере, я впервые услышала это очаровательное слово в тот момент, когда до моих извилин добралась биография автора). По мере чтения я начала понимать, что оказывается это действительно был очень неординарный художник. Страшно целеустремленный и не менее страшно талантливый:
«А пока что 27-летнийИван Айвазовский возвращается после четырёхлетнего отсутствия в Россию – за это время он написал около 80 картин и сотни рисунков, обзавёлся множеством заказчиков, укрепил свою славу и положение, в том числе финансовое.»
За 4 года написать столько картин!! Да я просто в шоке! Я за всю жизнь максимум только альбом для рисования заполнила из 20 страниц и было это в первом классе еще))
Помимо прочего художник очень постарался свою жизнь окружить разными мифами и легендами, от которых даже сами искусствоведы немного подхихикивают:
«Для человека, привыкшего все делать в расчёте на реакцию публики – а Иван Константинович с годами стал вести себя именно так, – мифологизация собственной жизни становится привычкой, если не зависимостью. Может быть, именно этим и вызвано то неимоверное количество легенд, которыми украшена биография Айвазовского? Что любопытно, даже смерть художника не положила конец полусказочным историям, где порой не уловить границы между правдой и вымыслом.»
Но если честно, то меня безумно впечатлила очень красивая легенда, которая родилась из взаимоотношений балерины и нашего художника. Легенда про туфельки и ландыши:
« Вместе с туфелькой художник получил букетик ландышей – любимых цветов Марии (если кто не знает, ядовитых). Происходило это всё на Вербное воскресенье. Дальше – больше. Айвазовский свято хранил туфельку Марии всю свою жизнь, и каждое Вербное воскресенье один и тот же посыльный (в разных версиях мифа – старик или таинственная дама) доставлял ему букетик ландышей, скрывая имя дарителя. Так продолжалось до самой смерти Айвазовского, уже когда самой Тальони давно не было в живых. Вот такая легенда– чудовищно безвкусная, но в стиле эпохи.»
Я была просто в крайней степени восторга! Ну ничего себе! Как после такого не задуматься, что твоя жизнь невероятно скучна и пресна?! Если у вас нет таинственного отправителя, который на стабильной основе присылал бы вам гвоздику, розу или букетик ландышей, то жизнь однозначно прожита зря))
Очень жаль, что в наше время нет такого же яркого и эпатажного художника, который был бы способен на невероятно широкие жесты:
«Когда отмечался его70-летний юбилей, Иван Константинович уже в самом конце застолья поднялся с места и сказал: «Господа, мой повар сегодня не приготовил десерт. Прошу принять блюдо, приготовленное мной лично» – после чего слуги вынесли на подносах маленькие пейзажи кисти Айвазовского, подаренные всем гостям.»
Кажется, в этот момент я вообще готова была расцеловать каждую страничку, на которой упоминались факты из биографии Айвазовского))
А какие у него были эпичные взаимоотношения с женой! Ммм!))
Моя интерпретация (весь диалог на повышенных тонах):
Юлия: Я хочу в Питер с доченьками! Этот климат меня угнетает!
Иван:Я никуда не поеду! Феодосия - мой дом родной!
Юлия: Ах ты, старый скукоженный башмак! Ну и уеду без тебя исиди тут один!
Иван: Ну и уезжай, а мне без тебя будет замечательно!
«А когда принимаешься это отрицать, к делу подключается собственный организм, протестующий изо всех сил: это и произошло с Юлией Гревс. Она начала часто болеть, климат Феодосии врачи сочли для неё неприемлемым. Беспокоила судьба быстро взрослеющих дочерей– за кого их выдавать здесь, в глуши? За уличных бандуристов? Юлия убеждала мужа переехать в Петербург именно для того, чтобы обеспечить девочкам хорошие партии, –нормальный ход мысли женщины в XIX веке. Но Айвазовский не видел своей жизни вне Феодосии,он корнями врос в эту землю и не желал от неё отрываться. Только когда началась Крымская война, он на время перевёз семью в Харьков (и то не сразу), но сам при этом постоянно рвался в Севастополь, чтобы следить за боевыми действиями – и как художник, и как гражданин.»
Типичный мужик, который ничего не хочет менять))
Прошу покорнейше простить моё излишнее цитирование, но я действительно не могу остановиться! Хочется поделиться радостью и открытиями совсем окружающим миром (даже если он упирается ногами и сопротивляется изо всех сил))
Выявила «забавную» закономерность: когда читаешь про зарубежных художников, то только и натыкаешься на факты: эта монаршая особа родила 9 детей, но почти все померли, другая бабонька вообще умерла беременной,и вот эта померла после 4 - ых родов. Жизни взрослых представителей царской семьи уносила то холера, то оспа, и за всей этой трагедией, которая преподносится, как нечто обыденное, на заднем плане, едва уловимой тенью проглядывает Веласкес или Давид.
Зато у русских художников – легенды, мифы, сказания,семейные разборки, постоянный поиск вдохновения и прокачивания навыков)
Сразу видно - русская душа))
С зарубежными художниками я как – то не сильно породнилась. Полотна Мунка на меня не произвели должного впечатления и больше похожи на полотна больного человека, который изо всех сил пытался докричаться до мира,что ему плохо и его надо лечить, а «знатоки» подходили и говорили: «Да, это шедевр!».
Подкупает тот факт, что именно его полотна воровали из разных музеев с определенной долей фанатизма:
«Картины были возвращены в музеи и, после реставрации, выставляются снова. Дерзкие ограбления Музея Мунка и Национальной галереи привели к тому, что сегодня вход в эти музеи напоминает предполётный досмотр в аэропорту. В 1994 году ограбление галереи заняло у преступников 57 секунд, и они даже оставили в зале открытку с надписью«Спасибо за плохую охрану». «Крик» не был застрахован!»
Кажется, как будто воришки сами себе придумали «челлендж», кто быстрее всех сворует картину этого неординарного художника и соревновались между собой со всей силушки богатырской. Да, это весьма занимательный факт, но мне не понятен смысл такого злодеяния. Как будто это было даже не из – за денег (несмотря на стоимость картины), а просто потому что хотелось заявить и о себе и о художнике по всему миру. Что им, в общем – то, удалось.
Возвращаясь к русским художникам, не могу не упомянуть Б. Кустодиева. По началу мы как – то не подружились. Хаотичный поиск по интернету привел к каким – то сомнительным иллюстрациям, в которых некоторые цвета были излишне «перекручены». На какой – то момент и вовсе показалось, что наверно и с этим художником что – то было не так. Но в процессе повествования я как – то потеплела к нему и к его творчеству, поподробнее рассмотрела картины «Купчиха за чаем», «Масленица», «Провинция», «Ярмарка». И вдруг в какой – то момент поняла, что внутри меня затрепетал маленький огонек обожания к творчеству автора, который к концу произведения перерос в огромный пионерский костер!
« Народные мотивы, быт русской провинции, традиционные промыслы – всё это было тогда в моде у художников, но интересовало Кустодиева независимо от общих устремлений. То, к чему он в конце концов придёт, можно очень условно определить как реализм,настоянный на театральных декорациях и лубочных картинках. Лоскутное одеяло из правды жизни и сказочных сюжетов.»
Даже спустя некоторое время после чтения все равно возвращалась к этим картинам, пересматривала детали и поняла, что окончательно влюблена! Сколько любви к людям и народным гуляниям отображено на полотнах! Ммм!))
Ну и, конечно, подкупает тот факт, что Кустодиев преимущественно любил пышнотелых девушек, для него они были самыми красивыми. И спустя некоторое время (и пару булочек смаком) понимаешь, что в этом действительно что – то есть)
Ой! А как же я могла забыть про самый интересный факт! У Кустодиева ведь есть картина «Русская Венера». И поговаривают, что данная картина с двойным дном:
«В 2007 году «Русская Венера» была признана официальным символом Нижегородского государственного художественного музея. Мне рассказывали, что в нижегородском музее ни для кого не было тайной, что на обратной стороне «Венеры» находится другая работа мастера: даже шутка ходила, дескать, что у Венеры под веником? Там Кустодиев чай пьёт!»
Вот тут я даже подхихикнула)) Ведь это очень забавно, две картины в одном, так еще и шуточку прилепили)) Люди неисправимы)
Ну и напоследок не могу не упомянуть русского художника А. Зверева, который заставил меня сидеть с огромными глазами от безграничного удивления и внутреннего сопротивления.
Прошу простить мне маргинальный подход к оценке полотен известных художников, которые завоевали мировую славу и признание, но все –таки выражу свое мнение, потому как держать в себе это сил нет никаких!
Биография данного художника в принципе не заключает в себе ничего необычного, учился везде понемногу, писал картины, кто этим не мог похвастаться?! Но тут я внезапно решила посмотреть, а что же за великолепные полотна он написал...
Стоит ли говорить, что моя челюсть чуть не упала на пол?))
Но в обморок я все – же грохнулась после следующих комментариев:
«Но в школе и кружках Толя надолго не задержался – окончив обязательную семилетку, поступил, как ему советовал Синицын, в художественно-ремесленное училище. В 1938 году получил специальность маляра-альфрейщика, после чего подал документы в художественное училище памяти 1905 года. Кстати, несмотря на благодарность учителям, Зверев называл своим главным наставником не одного из них, а... Леонардо да Винчи.»
« Учителем я избрал себе Леонардо да Винчи, читая коего, нашёл много себе близкого (если, конечно,верить напечатанным переводам этого Гения), – писал Зверев в автобиографии. –Когда читал трактаты оного, был поражён одинаковостью в выражении мыслей наших».
ЧТО??? Мне кажется, если ты выбрал своим наставником Леонардо да Винчи, то в принципе не имеешь право ударить в грязь лицом! А у Зверева все портреты выглядят так, как будто он действительно уронил их в грязь.Сердце кровью обливается от того, как расточительно были употреблены краски. А, впрочем, в некоторых моментах, ему даже краски были не нужны, он мог рисовать майонезом и кетчупом)
Честно, я не представляю, что данное полотно кто – то захочет повесить в своем доме. Еще ночью в туалет пойдешь и кааак напугаешься! И больше не надо будет идти в туалет...
Для сравнения все – таки приведу в пример картины да Винчи и Зверева, чтобы вы посмотрели и поняли, насколько ученик превзошел своего наставника, пусть и почившего несколько веков назад.
Что ж, о художниках и о прочитанной книге могу говорить бесконечно, поверьте, есть еще столько интересных моментов, которые я просто физически не могу запихать в свою рецензию, но по окончании чтения могу сказать, что книга мне понравилась. Это достойный литературный труд, который заинтересует даже самого неискушенного читателя. А после прочтения внутри останется приятное ощущение того, что ты как будто бы побывал в мастерских художников разных эпох, и словно своими глазами рассмотрел полотна, причудливую игру света и тени, выражаемую в ярких оттенках кармина, охры, и кобальтовой синей краски.
P.S. Внезапно выяснилось, что была прочитана не так книга, которая заявлена по «Долгой прогулке». Та блииин!! Наверное, надо было выбирать кастратов... Точно бы не заблудилась))
Ошиваюсь в «Тридевятом царстве»
Веду расследования в «МОПСе» (и немного крышую его)
Долгая прогулка – 2025. Да прибудет с нами сила и мягкие подмётки!)
Комментарии
Шикарно - познавательно и смешно! )))
Благодарю)) Я думала, что это полотнище никто читать не будет))
И я с удовольствием прочитал. Добавлю только то, что Кустодиев с 35 лет был в инвалидном кресле и столько прекрасного написал, не озлобившись на горькую судьбу.
Да, в книге про это тоже есть информация) Я просто не стала все переписывать) Но там есть и подробности, чем он болел, как боролся с недугом и как пришлось делать фатальный выбор его жене...)
Возьму на заметку. Обожаю Кустодиева и его жизнелюбивые работы.
Вот и я внезапно стала поклонницей, хоть и раньше не чувствовала в себе хоть каких - то нежных порывов по отношению к художнику)
Ахаха)) Да я и сама уже думаю, что мне нужна эта книга))
Диана, спасибо большое за теплый комментарий)
Весьма!
И книгой заинтересовали, и посмешили))
Да?) Мне показалось, что я напрочь утратила чувство юмора))
Благодарю за теплые слова)
мне вот только интересно. Название книги подразумевает, что речь идет о девушках с картин. Не помню у Айвазовского девушек на картинах))
Да, у него действительно было правило не писать портретов девушек, но:
Вот тут ссылочка на портрет и вот еще одна ссылочка на другой портрет
О! Спасибо! Новый для меня Айвазовский. А ведь хорошо писал и женщин тоже! Но, если бы он писал только женщин, то вряд ли бы так прославился. Женщин писали многие, а вот море...
Это уж точно))
В уголок Кустодиевоведения хочу добавить информацию, не относящуюся к женским портретам) Бывши в Москве, посетил Музей сословий, где Кустодиев предстал в неожиданном для меня свете, как автор картин, высмеивающих армейские порядки. Толстых там нет, но очень смешно, даже сказал бы "в стиле знаменитых картинок к Швейку", но Швейк появился позже) Любопытно что в интернете этих картин не найдёшь, надо идти в музей)
Отличная у вас рецензия получилась)
Спасибо большое за рекомендацию, так и придётся теперь идти в музей, чтобы посмотреть на эти картины))
И благодарю за оценку моего труда)) Мне приятно)) Вот только очень жаль, что промахнулась с книгой и в Долгую прогулку это не попадет))
А могла бы сорвать такой куш!)) иээх...