Больше рецензий
1 апреля 2025 г. 12:48
421
4 Абсурд как константа мироздания
РецензияФантастика в России — жанр с непростым характером. В нем много воспоминаний о золотом веке советской научной фантастики, много рассуждений о возможном будущем и попыток найти свою неповторимую интонацию. Эдуард Веркин давно зарекомендовал себя как писатель, который не боится экспериментов. Его новый роман «Сорока на виселице» — это очередной шаг за границы привычного, где сюжет рваный, реальность зыбкая, а логика подчиняется не законам причинности, а скорее внутренней интуиции. Здесь нет эпического размаха, космических битв и героев, движимых высоким идеалом. Вместо этого — камерная пьеса о нескольких людях, застрявших между реальностью и ее отражением.
На планете Реген, где располагается Мельбурнский институт Пространства, собирается Большое Жюри — орган, которому предстоит решить судьбу нового, рискованного эксперимента. В этот комитет, как и положено, входят ученые, философы, специалисты. Но судьба любит иронию: в Жюри попадает Ян, человек простой, спасатель, который привык решать конкретные задачи — спасать утопающих, вытаскивать людей из-под завалов. И теперь ему предстоит разобраться в загадочной синхронной физике, дисциплине, изучающей случайные совпадения, иррациональные связи и неочевидные корреляции.
Мир устроен так, что он буквально разрушается и создается заново перед глазами читателя. Причинно-следственные связи размыты, реальность превращается в игру отражений, где самая правдивая ложь — это правда, а самая убедительная правда — обман. Веркин ведет рассказ через призму субъективного восприятия Яна, заставляя нас сомневаться во всем, что он видит и слышит. Ключевые сцены — это не динамичные события, а разговоры (очень много разговоров), в которых реальность перетекает в метафору, а философия — в научный абсурд. Герои обсуждают бессмертных медведей, самоубийство искусственного интеллекта и топологические загадки. В этом потоке смыслов границы истины растворяются.
Название книги отсылает к картине Питера Брейгеля Старшего «Сорока на виселице». Что это — аллюзия, символ, метафора? Одна из возможных трактовок: люди, которые мечтают о будущем, часто оказываются обречены на казнь за свои идеи. И здесь мы снова возвращаемся к разговору о прогрессе. Люди подчинили себе пространство, победили болезни, сделали голод и войны анахронизмом. Но что дальше? Как преодолеть самих себя? Как не утонуть в своих же технологиях? Веркин дает понять, что человечество не изменилось. Мы по-прежнему спорим о морали, боимся неизвестного, продолжаем искать смысл там, где, возможно, его нет. Мы живем в мире, где больше нет рационального объяснения тому, что происходит. Но именно это и делает нас людьми. «Сорока на виселице» — это не роман о космосе и науке. Это роман о нас. О людях, которые бесконечно ищут логику в мире, где логика — лишь иллюзия. О тех, кто не может перестать задавать вопросы, даже если ответы не принесут утешения.