27 марта 2025 г. 15:39
45
3 На вкус и цвет есть свой синестет
Morgen früh, wenn Gott will, wirst du wieder geweckt
Георг Шерер
Every book that Charles Maclean writes is a mess -- a bizarre, well-written, beautiful mess -- and this book is no different.
J.W. Pierce
Ну , собственно, всегда после чего-то тяжеловесного и эпохального (это я про Шпека) есть желание немножко расслабиться и на пару вечеров погрузиться во вполне себе традиционный триллер, и тут творение Маклина как нельзя кстати.
Итак, завязка, преуспевающий делец-девелопер Эдди Листер безутешен - убита его единственная дочь Софи. Убита в Италии, во Флоренции. Семейная жизнь, понятно, в плачевном состоянии, ни Эдди, ни его жена Лора не могут пережить потерю, где уж там привести в порядок отношения. Попытки местной полиции в лице инспектора Моррелли (привет коммендаторе Пацци) пока ни к чему не приводят. И вот тут у Эдди появляется надежда - что-то должна знать подруга дочери, Саманта (или просто Сам). Листер прибегает к помощи Кэмпбелла - чего-то среднего между частным детективом и хакером. В принципе, Эдди готов просить помощи хоть у чёрта лысого, лишь бы найти убийцу дочки. И начинается, собственно череда событий, которые иногда предсказуемы, иногда неожиданны, иногда вызывают зевоту, иногда - искреннее желание продолжать читать.
В процессе поисков неожиданно на компьютере Эдди появляется некое послание со ссылкой на сайт под названием «домой до темноты». Это своего рода онлайн-квест, который Листер должен разгадать, чтобы в конце его узнать правду о том, что же связывает загадочный дом на сайте с ним самим и с Софи.
В определённый момент в сюжете появляются намёки на то, что Эда кто-то ведёт по этой тропе, может быть, это и есть убийца Софи? Более того, жена Кэмпбелла Кира, психотерапевт подсказывает Эду, что, скорее всего, если уж речь идёт о человеке с психическими отклонениями, то по обрывкам появляющихся посланий она делает вывод, что речь идёт о синестете. Есть такие люди, которые видят звук, ощущают на вкус вид или, как мы слышим уже от самого убийцы чуть позже, «ночной воздух был жёлтым». Правда, Кира пользуется более колоритными образами, по Фрейду, так сказать: «Возникают причудливые ассоциации: вкус сока смешивается со зрительным образом вагины, а набухание клитора порождает звук трепещущих крыльев».
Между тем изощрённые убийства продолжаются - с этим у Маклина всё хорошо, кто-то оказывается замурованным в своём холодильнике, кого-то закалывают меццалуной, традиционным итальянским кинжалом.
И тут на сцене появляется, собственно, Страж - тот, кто стоит за сценой и вроде бы управляет процессом с присущей классическим маньякам изобретательностью и системным подходом. Сам он объясняет это так: «Я следую программе, дружок. Если это делает меня решительным - можно сказать, храбрым и независимым, - пусть так. Возможно, я не умею прощать, но свихнуться... Е..нутый? Нет, не думаю».
Кстати, небольшое занудное отступление, в этой книге Маклина Страж - это действительно страж, ward, а вот наши издатели решили и предыдущую книгу, которая носит название The Watcher, тоже обозвать «Стражем», ну да Бог им судия, им с маркетинговых высот виднее.
Параллельно идёт достаточно интересная линия своего рода виртуального адюльтера Эда и нью-йорской девушки Джелли, правда (маленький спойлер), без вмешательства Стража здесь тоже не обходится.
В общем, мы имеем дело с абсолютно традиционным, далеко не самым плохим образчиком психотриллера, с достаточной долей и личных переживаний, и источников Зла (ну, а как без детских травм?), изрядным саспенсом, и всё это приправлено виртуальными походами по haunted house, что традиционные истории про дом с привидениями превращают в интересную компьютерную бродилку. И перипетии сюжета логично выводят нас на финальные разборки свойства тоже вполне себе присущего массе других произведений этого жанра. Но это совсем не упрёк, упаси Боже, скорее, наоборот - дань профессионализму автора. Может, я и далёк от восторженности уважаемого Дж. У. Пирса, слова которого стали эпиграфом, но тем не менее, полагаю, что вполне достойная работа.
И уж коль скоро мы говорим о синестетах, не могу не упомянуть о том, как эта книга звучит. Нет, я не психопат и не синестет, не волнуйтесь. Просто автор очень удачно вставляет упоминания музыкальных произведений, что сцены, которые с ними связаны, начинают ещё и звучать - будь то хладнокровное убийство под «Колыбельную» Брамса или бытописание нью-йоркской раздолбайки под хит Бейонсе. Безусловный плюс автору, что ни говори.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!