Больше рецензий

22 марта 2025 г. 14:20

149

5

Продолжаю изучать русскую классику. "Героя..." я, конечно же, читала в школе, в 9 классе - хотя, признаться, я совершенно не помнила никаких деталей. Ни откуда взялась Бэла (кажется, я всё же помнила, что с ней всё вышло трагически), ни что происходило с княжной Мери, ни тем более, что за фаталист упоминался в романе.

Моё первое впечатление от романа - как же восхитительно написано! Лермонтов ведь был совсем юн по нашим меркам - он прожил всего 27 лет, о Печорине же он писал в возрасте 23-25 лет. У меня сын сейчас такой - я, конечно, не считаю его ребёнком, но мне и в голову не может прийти, что он сейчас написал бы социально-психологический роман. А Лермонтов не только взялся - он действительно очень глубоко проник в проблемы общества и настроений.

Второе впечатление - постоянно крутились в голове строки сатирической песни Ростислава Чебыкина:

Автор ничего не хотел сказать.
Хватит в подсознанье к нему влезать,
Хватит фантазировать ерунду —
Автор ничего не имел в виду.

Мы часто иронизируем над тем, как мучают школьников анализом литературных произведений, как их заставляют формулировать "что хотел сказать автор" и тому подобное. Но даже когда я просто читала роман, я уже хорошо видела, что Лермонтов очень даже многое хотел сказать, а после я полистала, правда, не слишком подробно, критические обзоры - и там упоминается целый ряд деталей, которые открывают второе и даже третье дно.

Другое дело, что школьникам это всё впихивать - всё равно дело во многом гиблое, но преподавание литературы в школе - это такая болезненная тема, что лучше уж её не касаться вовсе.

Написано прекрасно, Печорин - хм... скажем так, очень сложный характер. Лермонтов, впрочем, и сам, судя по отзывам современников, простым не был. Вне исторического контекста воспринимать очень сложно - роман обращён к современникам, сейчас, спустя почти 200 лет, особенно подросткам вообще мало что понятно без дополнительных объяснений. Точнее, не так - какие-то бытовые подробности, детали поведения, чувства отчасти и понятны. Но вот это общественное настроение, хандра, вызванная внешними причинами, о которых нельзя говорить, и прочее, прочее - об этом просто так сложно рассуждать, если всё, что есть за душой, это почти не усвоенный школьный учебник истории.

И одна забавная деталь. В романе дважды встречается слово "электричество"! Я была изумлена, встретив его в первый раз - настолько, что даже сначала подумала, что это какая-то ошибка. Нет, почему же - явление уже было известно, даже источники электропитания уже существовали (с 1800 года). Но всё равно было очень странно встретить это слово в классическом русском романе!

Личный челлендж "12 классических книг" - 2/12