Больше рецензий
19 марта 2025 г. 19:28
82
5 Заложник, ставший похитителем
РецензияЭто тот самый, не мистический Кинг, которого я, кажется, люблю больше всего. Чего только стоят его «Долорес Клейборн» (да-да, мой ник на Лайвлибе не случаен), с которой много лет назад и началось моё знакомство с Мастером, и культовая «Мизери». Не мистический Кинг, как никакой другой, целиком и полностью погружается в психологизм. «Блейз» — яркое тому подтверждение.
Этот небольшой, но по-настоящему сильный, пронзительный роман — своеобразный реверанс в сторону Стейнбека. Новое, «кинговское», прочтение его повести «О мышах и людях». Джордж Стейнбека так и остаётся Джорджем у Кинга, а Ленни превращается в Блейза, оставаясь при этом всё тем же умственно отсталым парнем богатырской комплекции.
Стрежнем сюжета выступает похищение младенца из богатой семьи, которое Блейз совершает с целью выкупа. Но на самом деле роман не о похищении и не о том, к каким последствиям оно приводит. Он о Блейзе.
Кинг постепенно, шаг за шагом рассказывает нам историю этого хорошего, в общем-то, парня, к которому жизнь оказалась слишком жестока. Очень скоро мы понимаем, что на самом деле Блейз такой же заложник, как и похищенный им младенец. Он заложник своей умственной отсталости, ставшей последствием ужасных событий. Он заложник не очень хороших людей, которые всю жизнь его окружали и имели на него огромное влияние в силу его болезни. Он заложник своей привязанности к тем, кто был того не достоин. Он заложник собственной судьбы, наносившей ему удар за ударом.
Весь роман я одинаково сильно переживала как за жизнь малыша, оказавшегося в руках человека, который ничего не знает о потребностях младенца, так и за жизнь Блейза — по сути, такого же ребёнка, пусть и двухметрового роста. Переживала вплоть до обкусанных ногтей. Мысленно умоляла Кинга включить доброго дядюшку, и не допустить самого страшного, тем самым сохранив мне хотя бы несколько сотен нервных клеток от тех миллионов, что были убиты во время чтения.
В «Блейзе» нет чёткого деления на чёрное и белое. Нет преступника, которого можно было бы с лёгким сердцем обвинить во всех смертных грехах, но при этом и вину его отрицать невозможно. Этим роман и хорош. Он не про сюжет, который, к слову, почти целиком пересказывает аннотация (слава богу, я её не читала, поэтому меня ждало несколько сюрпризов). Он о хрупкости человеческой жизни. О судьбе, которая редко проявляет доброту. И о людях, которые проявляют её ещё реже.