Больше рецензий
17 марта 2025 г. 13:09
46
2.5
РецензияСюжет книги целиком описан в аннотации: бизнесмен-бандит-интеллектуал Алексей из нашего времени попадает в тело младшего брата российского императора и начинает прогрессорствовать, чтобы сделать Российскую Империю великой и предотвратить революцию. Промежуточная цель – не проиграть приближающуюся Русско-японскую войну.
Поначалу книга мне очень понравилась: я впервые читаю историю, которая вместо персонажей и сюжетных линий концентрируется на политических/экономических/промышленных сферах и областях. Здесь нет героев в привычном понимании, в центре повествования государство как замкнутая система.
Например, стандартная «сюжетная линия» этой книги: на отдалённой территории строится металлургический завод, для которого приглашаются артели рабочих. Но если артели будут, как обычно, зимовать дома (идти далеко), рабочий период будет длиться с мая по сентябрь – критично мало. Поэтому на месте нужно возводить бараки для зимовки, а рабочих нужно занять чем-то на зиму. Можно заняться обучением: превратить неквалифицированный персонал в квалифицированный. В бараках разместить учебные места, привлечь преподавателей, рублём мотивировать работников хорошо учиться. Одним выстрелом убить двух зайцев: и работу ускорить, и работников для будущего завода на месте выучить.
Для сравнения в книге «Вечный зов» Анатолия Иванова тоже строят завод в чистом поле: в военное время эвакуированный завод нужно восстановить как можно быстрее, чтобы он начал производить военную продукцию. Расселять людей уже некуда, все понимают, что нужны бараки – но рабочего ресурса на их строительство нет, люди живут в палатках. Нам не просто говорят «нужно жильё – строим жильё». Нам показывают героев, которые живут в палатках и заболевают. Нам показывают мечущегося директора, который рад бы выделить ресурсы и рабочих, но их просто нет. И когда роются землянки и выстраиваются долгожданные бараки, мы это не просто понимаем – мы это прочувствуем. Иванов отталкивается от людей и персонажей, Злотников – от системности и управления.
Главный герой романа, Алексей – отличный управленец. На старте Злотников ему подыгрывает. Во-первых, Алексей обладает множеством полезных узкоспециализированных знаний, позволяющих жить в прошлом и продвигать промышленность. Многие знания и навыки были получены из очень удачных источников. Например, Алексей увлекается лошадьми с детства и отлично ездит верхом – идеальный навык для девятнадцатого века. Ещё он может приложить руку к автомобилестроению, поскольку его семья владела очень древней «Победой», которую наш герой неоднократно разбирал, и вообще был в семье слесаря-механика по обслуживанию и ремонту машины. В устройстве оружия он разбирается, так как в армии его неоднократно собирал-разбирал. А в политике разбирается, потому что...
Колькин отец как-то нам очень понятно всю мировую политику разложил. Кто, где, зачем и в чем виноват. И про обе мировые войны, и про движения капиталов, и про то, как лаймы придумали систему международных конференций, чтобы обесценивать любые победы и сохранять необходимые им очаги международной напряженности.
Во-вторых, он хочет выстроить сильную империю. Пока почти все попаданцы решают свои проблемы или навязанные им проблемы мира, куда они попали, Алексей сам придумывает себе задачу развития империи, потому что в современности мечтал о чём-то похожем.
Что ж, я не стал генералом и не покомандовал тысячами орудийных стволов, как мечталось когда-то в юности, но, убей бог, этот мир вскоре услышит залпы новых русских «орудий»! И я буду не я, если ему не придется вновь начать считаться с этой нашей артиллерией!
В-третьих, Алексей попал в идеальное тело: брат императора обладает ультимативной властью, с которой никто не решается спорить. Все приказы Алексея исполняются в точности. Но брат императора – не император, он избавлен от необходимости вести светскую жизнь и участвовать в политике. От всей прошлой жизни своего тела Алексей отделался одним щелчком.
К сожалению, к середине книги я начала уставать. Не то чтобы книга была неинтересная, скорее я поймала себя на мысли, что мне – неинтересно, потому что книга напоминает стрим экономической стратегии: играть самой – нормально, смотреть, как играют другие – быстро надоедает. Алексей постоянно что-то делает: жонглирует бюджетами, инициирует строительство, направляет инженеров и работников, расширяет влияние и так далее. Но по факту ничего не происходит. В книге нет сюжета. В книге нет событий. Пересказать её очень сложно.
Самое грустное: когда автор пытается добавить персонажей и сюжет, получается очень плохо. Все герои книги – карикатуры. Когда через экономическую стратегию прорывается личность Алексея, он вызывает отвращение. Его отношение к женщинам, людям, ценностям – просто мерзость. Женский персонаж, добавленный в качестве потенциального любовного интереса – какой-то кошмар: роковая женщина-истеричка, тупая и гениальная одновременно. В такие моменты второстепенные персонажи-картонки кажутся нормальными, автору стоило всех оставить картоном и не прыгать выше своей головы.