Больше рецензий
12 мая 2015 г. 17:18
198
3
РецензияДля человека, память которого патологически не в состоянии сохранять две вещи - имена собственные и числа, История всегда является сущим адом. Это, увы, про меня. Забавно, но при этом сам предмет мне всегда безумно нравился. Да что там, я благоговела перед ним. Подумаешь даты и имена, зато при должном подходе преподавателей прошлые события и люди выглядели потрясающе живым, пусть даже речь шла о далёком первобытнообщинном строе. И до сих пор стараюсь регулярно читать книги этого жанра. Поэтому в этот раз, желая совместить приятное с полезным, для спасателей книг я выбрала эту, про Людовика Святого.
Итак, сам роман состоит из девяти глав, в которых вроде как последовательно рассказывается о житие-бытие Людовика ХI. Почему «вроде как»? Потому что мною давно замечено, что хоть сколько-нибудь выверенную хронологию (да и любую типологию вообще) европейские авторы чётко выдерживать не в состоянии. Вот и у Гарро постоянные скачки во времени, многочисленные лирические отступления, и имена, имена, имена… И так всё повествование! Воспринимать всю эту кашу крайне затруднительно даже людям с хорошей памятью на эти самые имена, что уж там говорить про нас, мемориальных калек. Кстати сказать, на имена эти в романе нет никаких ссылок. Хорошо если, вводя в рассказ какого-нибудь вельможу, автор в двух словах про него расскажет. Но людей в романе столько, что попадись этот же вельможа ещё раз, не факт, что его сразу вспомнишь. Вот были бы ссылки… Но вернусь к сюжету.
Первые главы посвящены отцу будущего Людовика Святого, Людовику VIII и его матери, Бланки Кастильской. Замечу, что про последнюю читать было крайне увлекательно, ибо не каждую эпоху встречаются такие женщины. Ей удавалось многое, а главное – вопреки всем быть регентом малолетнего сына и при этом вести успешную политику. Далее идут главы о самом Людовике Святом. Из них мы узнаём о крестовых походах, предпринятых монархом, о реформах, которые он проводил в своём королевстве, и о бесконечной святости короля. Эта святость – прочная канва повествования, на которой держится абсолютно всё. Если вам когда-нибудь доводилось слышать о государе, омывающим ноги монахам или целующим прокажённого, зуб даю, это был Людовик Святой. Нет второго такого персонажа в истории.
Как нам пояснили в предисловии, Гарро выбрал такую форму произведения, в которой не нужны никакие доказательства или исторически выкладки. Весь роман строится на воспоминаниях соотечественников Людовика Святого. И поскольку собраны они были уже после канонизации короля, то и воспоминания эти, естественно, носят в основном превозносительный характер. Так мы узнаём, что король был до кончиков ногтей набожен, молился с утра до ночи, босым совершал походы в церкви, знал наизусть теологические книги, наказывал свою плоть, старался жить в соответствии с законами божьими, ко всем обращался на «вы», никогда не ругался и не клялся. В общем, действительно редкий человек.
А вот с потомками во Франции как-то не сложилось. Последние главы посвящены как раз им: сначала многочисленным детям короля, а затем его внукам и правнукам, среди которых достаточно вспомнить Филиппа Красивого, отличающегося суровыми взглядами на жизнь и удивительной жестокостью. Увы, не пошли впрок дедушкины заветы, кои он даже собственноручно написал своим отпрыскам. Между прочим, история с невестками Филиппа IV, блестяще описанная в цикле «Проклятые короли» Дрюоном, и тут нашла своё отражение. Что не удивительно вовсе, ибо она весьма показательна в разрезе святости.
И напоследок выскажу недоумение по поводу отсутствия информации об авторе романа. Даже во франкоязычной Вики нет никаких данных ни о книге, ни об Альбере Гарро. Странно как-то.
Спасатели книг
Комментарии
Надо будет прочитать. Суда по всему очень познавательная книга.
Познавательная, да не очень. В принципе все события хорошо известны, тем более тем, кто увлекается историей. А вот всякие воспоминания, описывающие какие-то незначительные жизненные события, действительно интересны. Ну, и тема святости, конечно, там на грани фантастики :)
Вот мне и интересно, как автор тему святости раскрыл. И как эта святость увязывалась с кровопролитием). Этим Средневековье удивительно.)
В основном через описания богоугодных дел, творимых чудо-королём :) А вообще мне тоже было любопытно, как в этом святом сочеталась набожность и, например, одобрение инквизиции. Но ничего, всё это прекрасно уживалось, согласно воспоминаниям и легендам :)
Ну да, в общем-то понятно.) Это как Ричарда Львиное Сердце боготворили. А ведь он, взяв Акру, приказал казнить всех пленных, абсолютно всех. Ну так не христиан же. Своеобразная мораль была). Средневековая)).
Ой, забыла вчера присоединиться к Вашему возмущению отсутствием информации об авторе. Мне очень нравились издания времен СССР тем, что там в каждой книге было немного об авторе. А тут вообще ничего не найдёшь.
В принципе, понятно, что работу ученых переводятся отдельно для той или иной серии книг, так что может случиться, что опубликована в широкую продажу может быть всего лишь один труд какого-либо автора. Но хоть немного информации-то о нём можно дать читателю. Интересно же.
Вот и мне было удивительно. Казалось бы, написана книга про историческое лицо, и не абы какое, а самого короля, которого французы канонизировали. И ведь хоть бы ссылочку какую дали про автора, но нет. Ладно ещё русскоязычные издания, так у самих французов нет. Конечно, я глубоко не копала, но всё равно странно как-то.
Я часа полтора потратила, чтобы найти хоть что-то. Только ссылки на книги. О самом историке ничего. Плюнула я на это занятие. Наверное можно откопать, но нет столько свободного времени. Тут, видимо, надо от ссылке к ссылке, раскапывать буквально. Поэтому и ругаюсь на издателей. Уж им-то не проблема запросить немного информации об авторе для печати.
Вот-вот, никакой информации. Строго говоря, нам даже неизвестно, является ли автор того же "Людовика Святого" историком. Видимо, эти данные читателям не нужны ;)