6 марта 2025 г. 19:20
467
5 "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу"
Эта книга получила несколько престижных премий, включая Пулитцера, и экранизацию с Арагорном в главной роли (я не видел). Тот случай, когда роман, написанный уже в 21 веке, стал настоящей классикой – он очень популярен, на него ссылаются, его анализируют и изучают. Разве мог я обмануть ожидания мира и не поделиться своим мнением?
Самым для меня завораживающим стало то, что это очень простой роман. Элементарный сюжет без каких-то изгибов и неожиданностей. Если пересказать сюжет, то уложитесь в пять-семь предложений и это будет очень скучно. Очень простой язык, без причастных оборотов, ярких образов и широкого словарного запаса. Короткие предложения, диалоги похожи на обмен репликами, чуть ли не междометиями. Автор прям экономит на знаках препинания, как будто где-то на большом литературном складе ему бесплатно выдали только точки, за все остальное надо приплачивать.
При все при этом это роман исключительно увлекательный и удивительно атмосферный. Напряжение прям чувствуется физически. Это так удивительно хорошо написано, что я весть роман (он довольно короткий, страниц 180) был как на иголках, а в отдельные моменты я прям чувствовал, что мне страшно. Добиться такого на бумаге вообще непросто, но Маккарти это блестяще удалось. Поэтому с точки зрения того, насколько это интересно и насколько атмосферно – это точно 100 из 100. При этом, повторюсь, элементарный сюжет и элементарный язык.
Что же касается глубинный смыслов, так это 150 из 100. В такой небольшой роман, по сути, всего с двумя героями, он напихал огромное количество всего, о чем читатель мог бы поразмышлять на досуге. Зачем люди живут? Границы добра и зла? В чем твой путь? Во что верить, когда ты в аду? Эта книга постоянно ставит самые разнообразные вопросы и практически не дает на них ответов. Все сам, все сам.
Много разных отсылок. Из прям очевидных – Библия, Одиссея, Данте. Прометей опять-таки. Впрочем, Прометей тут как раз, возможно, ключевой смысл. Нести огонь. Огонь тут – добро, милосердие, нравственная чистота. Тут такая прям интересная история – главный герой считает, что живет ради своего сына. Но на самом деле он живет, чтобы его сын нес огонь.
Простые приемы, с помощью которых Маккарти делает свое произведение настолько проникновенным. Во-первых, язык изложения. Он такой в том числе и для того, чтобы дать книге ощущение дневника, который ведет герой, чувство документальности. Во-вторых, Маккарти отбрасывает крайне важные для постапокалиптического романа подробности – что за катаклизм такой случился, кто был наш герой до апокалипсиса, он даже не дает своим героям имен. Маккарти и не думает нас развлекать, его задача – погрузить в тяжелую, гнетущую атмосферу. Бесконечность сюжета – нет начала, нет конца.
Сам выстроенный мир хорош. Прям готовая локация для мощнейшей компьютерной игры, осталось населить эти жуткие пейзажи и готово (впрочем, Last of us я уже прошел и посмотрел). В любом случае окружающая действительность передается с таким смаком, что начинаешь бояться каждый кочки, каждого дерева, прям в месте с героями тебя накрывает паранойя. А потом он даже для этого мира он находит такие страшные точки, такие картины прямиком из ада, что вместе с мальчиком хочется замолчать навеки. Огромный, огромный мастер.
В целом, книга великолепная. Но она жесткая, если возьметесь читать, что помните, Вас может накрыть депрессией, а в отдельные минуты ужасом и страхом.
PS Я тут увидел, что есть попытки называть эту книгу философской притчей. Если это так, то я обнаружил свой формат притчи, формат, который мне понятен, интересен и точно не бесит.
Спасибо AnastasiyaMamaeva за рекомендацию в Новогоднем флешмобе.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!