Больше рецензий
5 марта 2025 г. 19:58
37
3 К Рождеству 1942 года в Париже было сложно найти гуся
РецензияЯ уже не помню, как эта книга оказалась среди моих скачанных, но, раз уж я на неё наткнулась в памяти читалки, решила, что самое время для неё.
Что же.
Книгу есть, за что похвалить - любопытная завязка, неспешно разворачивающееся действие, высвечивающее вроде бы повседневные, но ценные для героев моменты (изучение макета девочкой или прослушивание радио мальчиком), красивая структура (по короткому отрывку для каждого из героев по очереди).
С примерно середины, на мои вкус, действие начинает как-то провисать, но дочитывается не через силу, вполне неплохо.
Правда, финал подкачал - за мальчика я спрошу у автора только "ШТО.", он какой-то возникший на ровном месте и не то что нелогичный, просто взятый из ниоткуда, за девочку тоже какой-то пресный.
И вроде бы не всё так плохо, прочитали и взяли другую книгу, но что-то не давало мне покоя.
И я поняла, что.
Исторический контекст.
На мой взгляд, писать об эпохе, которую ты лично не застал, и всё меньше в живых тех, кто в это время жил и проживал, можно только при наличии достаточных эмпатии и такта. У автора оказался дефицит и того, и того - мало того, что его сюжет довольно вневременный, и спокойно можно было бы, изменив некоторые детали, переместить его да хоть в семидесятые годы и его родную страну, хоть в современную Латинскую Америку, так ещё он и встал на довольно зыбкую для себя почву. Эпоха у него получилась чем-то вроде декораций в современном театре, когда есть какой-нибудь стол и стена два на полтора немаркого цвета, и это всё изображает и цветущий сад, и комнату, и зимний пейзаж. Ничего не имею принципиально против такого подхода и фокуса на действующих лицах, но зачем тогда лезть в такие непростые годы нашей истории? Где-то что-то получилось неплохо, в сценах с ивил рашшнз вообще как будто автор чувствует себя наиболее уверенно, но в общем всё сводится к "война - это плохо, ужасно и печально, ясненько?". В общем и целом все потуги мне напомнили статью из очень древнего номера журнала "Вокруг света", в которой рассказывалось о быте Вишистской Франции. Понятно, что статья была описательная, отсранённая и не окрашенная эмоционально, но подпись под одной из фотографии, вынесенная в заголовок, меня поразила настолько, что до сих пор её помню. Декабрь 1942 года, Сталинград, Блокада, но в Париже было трудно достать живого гуся на рождественский стол, понимаете?
Вот и у автора живописание происходящего в сухом остатке оказалось где-то на уровне этой вот подписи. Что и сгубило всё произведение.