3 марта 2025 г. 14:24
195
4
"Жизнь по-прежнему тычет ее носом в мушку на стекле и шипит: "Смотри, сука, на муху, а не на горизонт. Горизонты не для тебя, смотри на муху, сука!"
В своём романе Качур прямым текстом говорит о том, что отсутствие горизонтов возможно лишь, когда человек смиряется с той жизнью, которой он вынужден жить. Слова о том, что обстоятельства сильнее нас не отговорка слабых, а признание в собственном бессилии. Такое, к сожалению, случается. И тогда вместо радужных перспектив, смелых решений, первых шагов по изменению себя, соответственно, своей судьбы, остаётся лишь, вперив взгляд в никуда, грустить. Например, под, как никогда здесь подходящую, песню группы Радиопомехи:
"Одноглазая луна
Лезет прямо мне в окно
Муха сохнет на стекле
Я тоскую по тебе"
В центре сюжета двое: Ася, в будущем талантливый репортер и Слава - гениальный музыкант. Вокруг них находятся в непрерывном броуновском движения люди, которые подобно молекулам сталкиваются между собой, влияя на дальнейшую траекторию полёта (судьбу) друг друга. В столкновениях больше всего преуспевает мама Славы, которая своей гиперопекой старается минимизировать "удары" по сыну, пытаясь заранее сбить прицел неугодным, в её понимании, знакомствам и дальнейшим контактам для Славы. История о том, что до своей гробовой доски мать боится перерезать метафизическую пуповину, связывающую её с сыном, довольно таки стара. Однако, актуальна и по сей день. И автору удалось, не перегибая палку с трагичностью, призвав на помощь иронию, с минимальной долей магического реализма, рассказать эту историю по-новому.
Погрузив в мир музыки:
"Зал замолчал. Первое же вибрато в Славочкиных пальцах вплелось в оглушительную тишину бархатным бутоном, который плавно, волнующе, пульсируя и дрожа, начал раскрываться бесстыжим, порочным бордовым цветком. Не сорвать, не измять его в руках было невозможно. Зрителям стало тяжело дышать Он трогал не струны. Он кончиками пальцев касался запретных мыслей, фантазий, чувств"
Мир запахов:
"Она любила, стоя на незнакомом перекрестке, закрывать глаза и по запаху угадывать, в какой стороне ближайший вход в метро: из пасти переходов столичной подземки шел особый воздух – смесь железной дороги, мраморных стен, пыльных люстр, колоннад и огромного разношерстного людского толковища"
Мир ностальгии по детству:
"Она помнила Н-ские снегопады. Выходила в школу, когда было еще темно, пробиралась узкими вытоптанными тропинками между сугробов выше человеческого роста. Редкие фонари заставляли снег переливаться, Ася ловила снежинки на волосатую варежку, рассматривала их, а затем слизывала языком. Иногда захватывала целую горсть рыхлого снега, подносила сначала к глазам, смотрела сквозь него на фонари, а потом все равно отправляла в рот"
Из этих и еще сотни других миров, населенных кипящими эмоциями, и создана оригинальная, отличимая от всех, в то же время весьма узнаваемая, литературная вселенная Кати Качур.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!