Больше рецензий

Antresolina

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 мая 2015 г. 20:22

687

4

Я не собираюсь писать сценарии. Я не собираюсь никого учить, как писать сценарии. Я просто люблю кино. Поэтому меня так манит закулисье этого магического процесса, и поэтому так ценен хороший экскурсовод по этому миру, способный заинтересовать, показать, увлечь, не сильно углубляясь в дебри, но и не голословно теоретизирующий. Вот, на мой взгляд, автор этой книги именно такой проводник, устроивший любознательным новичкам увлекательную обзорную экскурсию по процессу создания сценария для кино.

Есть множество людей, которые разбираются в кинопроцессе лучше чем автор, видели больше фильмов, лучше подкованы теоретически. Но у Александра Молчанова есть замечательное качество: он умеет рассказывать истории (еще бы, ведь он сам сценарист). Поэтому книга, по-моему, получилась не столько обучающая, сколько интересная и увлекательная. В соответствии со своими же советами, он умело держит читателя за хвост и не дает ослабеть интересу ни на минуту, даже в самых, казалось бы, ненужных обывателю главах.

Думаю, что книга не столько именно учебник по мастерству для практикующих сценаристов, сколько "Введение в профессию". Если вы только посматриваете в сторону сценарных курсов, если вас пока только гипотетически интересует профессия сценариста, если у вас в голове внезапно начал сочиняться сценарий и вы совсем не знаете, как его довести до ума, закончить, записать и что со всем этим делать (а главное, стоит ли вообще) - тогда лучше начала, чем эта книжка, вам трудно будет найти.
Ну и конечно, если вы просто такие же кинолюбители как я, и вам просто интересно узнать, как же это делается. Ведь в этой книге можно не только узнать о том, что такое хороший герой, зачем нужен конфликт и чем кадр отличается от эпизода. Вы еще и встретите на страницах книги упоминания в качестве примеров старых добрых знакомых, хорошо известных фильмов, сможете посмотреть на них с другой, новой стороны и открыть в них для себя что-то новое, когда, казалось бы, уже известны все реплики и каждый кадр.

И не бойтесь, что узнав какие-то секреты, тонкости и хитрости, "механику процесса", вы утратите чувство восторга от кино.
Напротив, такое знание делает этот восторг и любовь еще весомее, еще значимее. Понимаешь, что твои любимые фильмы и вообще хорошее кино - это не удача, не счастливое совпадение факторов режиссер/сценарий/актеры. Это кропотливый труд, и хороший результат получается у тех, кто знает что делает и делает это хорошо, использует все эти инструменты умеючи и с фантазией, а не выкидывает их в корзину, полагаясь на собственную гениальность. Истинное мастерство и творчество - не разрушение устоев, а их отличное знание и применение, с выходом на новый уровень, с поворотом в неожиданные места или даже в противоположную сторону. Все эти законы - как алфавит. От него не стоит отрекаться и придумывать новый. А вот какие слова из них складывать - это зависит от автора. Кто-то пишет на заборе слово из трех букв, а кто-то - слагает строки, которые врезаются в память и запоминаются на всю жизнь.

Комментарии


Понимаешь, что твои любимые фильмы и вообще хорошее кино - это не удача, не счастливое совпадение факторов режиссер/сценарий/актеры. Это кропотливый труд, и хороший результат получается у тех, кто знает что делает и делает это хорошо.

Вот, кстати, да - и ведь многие даже не задумываются, что фильм - это не только актёры, но и режиссёр, сценаристы, оператор, композитор, гримёры, костюмеры и другие мастера своего дела :)


Да, есть такое)) Режиссеров широкая публика знает только самых нашумевших и популярных. Имена сценаристов запоминают те, кто уже различает десятка два-три режиссеров. Операторов знают только продвинутые киноманы, а прочих - только коллеги наверное.


Читал еще первое издание в 2010 году, но тогда мои знания теории были существенно ниже, чем сейчас. Новое издание очень разочаровало. Во-первых из-за того, что сам автор, рекламируя свое детище, навязывает купить его, приводя абсурдные причины и приравнивает себя к уровню Дидро и Вольтера. Во-вторых, автор слишком самоуверен в том, что его книга научит людей писать кино, хотя "Букварь сценариста", как следует из аннотации - не учебник. В третьих, объем книги увеличен вдвое из-за кадров из фильмов, пустых страниц и названий уроков, которые занимают целые две страницы. В-четвертых, ничего нового и интересного в книге нет. В-пятых, работа над книгой проведена в спешке, есть ошибки. В-шестых, компилируя идеи Л. Нехорошева, автор не указывает его книгу "Драматургия фильма" в списке рекомендуемых книг. В-седьмых, работа сценариста над телесериалом, описанная в книге, это отдельный случай, и далеко не все компании работают в таком графике. В-восьмых, характер героя способен к изменениям, и об этом говорят многие профессионалы, по-круче уважаемого автора. В-девятых, эта книга никогда не научит вас писать сценарии. В-десятых, ни одна книга не научит вас писать сценарии. В общем такие впечатления и замечания после прочтения данной книги. А чтобы научится писать сценарии, следуйте мудрому высказыванию: пишите, пишите и пишите!... И к этим словам хочется добавить: ... и может у вас что-нибудь получится!


Может быть, напишете свою рецензию? В комментарии не все заглядывают, а альтернативное мнение очень нужно другим читателям!

По сути вопроса - я вижу, у вас претензии как у человека, хорошо знакомого с вопросом. И я согласна, таким как вы, людям подкованным, уже много прочитавшим по теме, наверняка видно много недостатков. Но я все-таки думаю, что книга ориентирована на новичков или людей пока еще далеких от темы. И с задачей заинтересовать, увлечь, чуть приоткрыть завесу тайны и показать кое-какие механизмы процесса - она вполне справляется.


Рецензию пишу. Букварь ориентирован на новичков и именно поэтому материал должен быть настолько исчерпывающим, что у начинающих авторов должно складываться реальное представление о том как писать сценарий, как все устроено внутри сценария, и т.д. Если ребенок не будет знать букв, то он не сможет читать и писать. Если его не научить грамматике, то он будет писать с ошибками. Также и с начинающими авторами, если их поставить на неверный путь с самого начала, то и результат будет не впечатляющий. Если вам интересно, у меня есть статья о характере героя, в которой я говорю об одном заблуждении автора из данной книги. Вот ссылка: http://snimifilm.com/post/vse-taki-harakter-geroya-izmenyaetsya


Конечно, интересно! Обязательно прочитаю вашу статью, спасибо.