Больше рецензий
25 февраля 2025 г. 17:01
314
4 «Любовь одна виновата, Лишь любовь во всём виновата...» (Л. Дербенёв)
РецензияС огромным предвкушением погрузилась я в мир очередной серии книг Карлоса Руиса Сафона «Кладбище забытых книг». После прочтения первой книги, «Тень ветра», писать какой-либо отзыв не собиралась, хотя прочитала её с интересом и в целом роман понравился. Тем не менее в некоторых местах текст показался невнятным, у меня остались вопросы и неудовольствия по основной сюжетной линии и претензии к финалу. После прочтения второй книги, «Игра ангела» появилось множество новых вопросиков, о чём я и написала в отзыве на эту книгу. Ну, раз написала рецензию на вторую, надо что-то сказать и о первой части.
Я уже писала, что романы объединяет только место действия — Барселона и тайна, связанная с автором некой книги. В книге «Тень ветра» события разворачиваются начиная с 1945 года, а во второй "Игра ангела" мы переносимся на четверть века назад, в 1920-е годы. Важно подчеркнуть, что обе книги представляют собой самостоятельные произведения, поэтому порядок их прочтения не имеет значения. Всё же, на мой взгляд, было бы лучше, если бы я прочитала их в обратном порядке.
Роман «Тень ветра», как говорится, начинается с места в карьер, и с первых страниц мы впервые узнаём о существовании загадочного места, Кладбища Забытых Книг, — сокровенного и доступного только проверенным временем людям, хранителям. «Когда исчезает какая-нибудь библиотека, когда закрывается книжный магазин, теряется или предается забвению какая-нибудь книга, мы, хранители, то есть те, кто обретается в этих стенах, уверены: эта книга обязательно попадет сюда. Здесь затерявшиеся во времени страницы, о которых никто не помнит, обрели вечную жизнь в ожидании того дня, когда наконец явится читатель, который вдохнет в них новую душу. В магазине мы продаем и покупаем книги, но в действительности ни одна из них никому не принадлежит. Каждая книга, которую ты здесь видишь, когда-то была чьим-то лучшим другом. Теперь у них не осталось друзей. <...>...каждый, кто приходит сюда в первый раз, должен выбрать одну-единственную книгу, ту, что ему понравится, взять ее под свое покровительство и отвечать за то, чтобы она никогда не исчезла, чтобы жила вечно. Это очень важная клятва. На всю жизнь».
Вот в это книжное хранилище и приводит книготорговец сеньор Семпере своего десятилетнего сына Даниэля и предлагает выбрать книгу своей судьбы. «...случай или его более знатная родственница судьба распорядились так, что я тут же понял, какую именно книгу мне предстоит взять под свою опеку. Или сама книга изъявила готовность стать моим опекуном… Последняя в ряду, она скромно выглядывала с самого края полки, предлагая мне прочесть свое тисненное золотом на бордовой коже название, так и сиявшее в лившихся из-под купола лучах. Я подошел к ней и погладил буквы кончиками пальцев, прочитав про себя: Хулиан Каракс "Тень ветра"».
Очень интригующее начало, с первых предложений я почувствовала дыхание мистической загадки и, обещание связанных с ней приключений. В процессе чтения история удивительной книги, которую выбрал подросток, приоткрывалась дозировано и скупо, а многообещающее начало трансформировалось в несколько параллелей любовных историй. Все мои вопросы остались укрыты дымкой сомнений. Кто ты, Хулиан Каракс, исчезнувший автор гениальной книги? Кто и почему охотится на твои книги? Почему тебя преследует Хавьер Фумеро, инспектор полиции? Что произошло между вами в вашей юности? Откуда выросла эта ненависть?
В конце книги, Сафон расставил все точки над i, включив в повествование рассказ священника Фернандо Рамоса о школьных годах и задействовав письмо и многостраничные записи Нуриии Монфорт, женщины, всю свою жизнь любившей Хулиана Каракса, но меня такой приём не порадовал. Автор слишком упростил себе задачу, и легко вышел из этой истории, не приложив усилий для того, чтобы создать более глубокий сюжет и интересный финал. Напрашивалась аналогия, была такая нотка (!), в близости или повторяемости (?) судеб главных героев Хулиана Каракса и Даниэля Семпере, — тоже мимо. Да и история про книгу вышла неубедительной.
Эх, а был такой замах на детектив... Мне жаль.
В целом, роман получился занятным и рассказывает о любви в разных её проявлениях и сочетаниях. И очень часто за любовь выдаётся испанская страсть, одержимость или всплески гормональных страданий переходного возраста. Да, я так и поняла, что первопричина всех неприятностей и злоключений в романе, это — любовь или то, что выдают за неё.
Карлос Руис Сафон — мастеровитый писатель, его слог и язык всегда производят впечатление. Текст написан в превосходном стиле. Книга динамичная, сюжет развивается очень бодро, поэтому читалась легко и увлекательно. Однако, несмотря на все достоинства, роман оказался не совсем о том, чего я ожидала, начитавшись хвалебных рецензий. Но это уже моя проблема, а не автора.