Больше рецензий

Helg-Solovev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 февраля 2025 г. 22:14

131

2.5 Анцыбаловский треугольник литературного однообразия

Несколько лет назад отечественных представителей жанра хоррор литературы было вполне уместно считать этакими краснокнижными экземплярами. И нет, речь не столько о количестве подобной литературы, ведь в конечном счете многие молодые авторы, как тогда, так и сейчас, пробовали себя в новеллах духа – «страшные истории, рассказанные в темноте»; сколько о её представленности на рынке… Dark tale, или как его сейчас называют – фолк-хоррор – элементарно терялся за спинами зарубежных классиков. С рыночной точки зрения это могло быть, да, наверное, справедливости ради и было оправдано, ведь большинство подобных новелл имели достаточно сомнительную литературную ценность. В 90-х годах их местом были самиздатовские брошюры и локальные журналы, позднее они начинали перебираться на ТВ, с распространением же интернета кажется, что им навеки суждено осесть на тематических сайтах и форумах…, да вот только нынче они плотно оккупировали книжные магазины, кажется окончательно и навсегда лишившись своей краснокнижности, но так и не обретя подлинного литературного облика.

А начиналось все с «Вьюрков», тех самых, которые несколько лет назад казались оригинальными, как в контексте затронутой темы, так и в способе подачи сюжета. Ничего оригинального, конечно, не было уже тогда, но Бобылевой удалось как-то правильно и осознано выстроить структуру романа, отчего элементы, заимствованные из других произведений, казались свежими, а новеллистичный способ повествования (о котором мы еще сегодня поговорим) придавал всей истории ту самую главную атмосферу, ради которой мы с такой завидной регулярностью погружаемся в хоррор литературу.

«Болотница» стала первым, самым популярным, ну и, пожалуй, самым удачным произведением в творчестве Татьяны Олеговны Мастрюковой. Парадокс, но «Болотница», «Тихие гости», «Радио Морок» по большому счёту отличаются исключительно только героями и названием…, и я практически не утрирую. Честно говоря, давненько мне не приходилось сталкиваться с тем, что значительная часть библиографии автора – это натуральные самоповторы, выполненные как структурно, так и сюжетно: подростки, глухая деревня, славянская мистика… Что послужило причиной подобной авторской рекурсии можно только гадать. Однако думается мне, что не в успехе «Болотницы» стоит искать ответы на данный вопрос.

Несколько лет назад отечественных представителей жанра хоррор литературы было вполне уместно считать этакими краснокнижными экземплярами… Однако желающих запрыгнуть в этот вагон было великое множество. Мужчины и женщины, подростки и взрослые, человеку свойственно творческое начало и стремление выставить это творчество на суд общественности. Многим ли удается выйти победителем? Получить признание общественности и контракты издательств? Вопрос риторический, но вы же понимаете, к чему все идет… «Болотница» стала не просто дебютом, Мастрюкова фактически вытянула золотой билет: «живой читательский отклик…, многочисленные номинации и награды». О таком дебюте можно только мечтать. Но что в своей сути представляла из себя «Болотница»? Всё та же новелла из разряда «рассказанных в темноте» искусственно, и даже несколько неумело, растянутой до того, что издательство гордо окрестило «романом», хотя по большому счету перед нами скорее этакая плохо сшитая между собой новеллистика. Для флок-хоррора подобный способ повествования нередкий, достаточно вспомнить те же «Вьюрки», однако Бобылева, при всем том, что добрую половину истории повествование скакало по времени и шло от лица разных героев, держалась фабулы сюжета. Мастрюкова же скорее пытается убедить нас в наличии некой структуры: все эти истории про геолога, оборотня, утопленницу, паранойю; конечно пытаются вплетаться в сюжет и их наличие даже можно объяснить, но оттого они не перестают выглядеть инородными. Но, что более досадно – столь же инородным выглядит и основной сюжет. Истории не хватает размерности и целостности, она невероятно короткая и производит впечатление искусственно растянутой, предварительно разбитой, а затем плохо склеенной новеллы, что прежде всего и объясняет слабую экспозицию, через чур быструю завязку и развязку сюжета. В «Болотнице» нет как таковых героев, за исключением девочки Вики остальные (в общем-то даже включая мать) скорее персонажи-функции, чья условная задача быть рассказчиком, или стать источником для рассказа. «Болотница» пытает играть с читателем в недосказанность и таинственность, но порой добивается несколько иных эффектов. Хорошим примером можно считать Отца Вики, чья сюжетна функция добрую половину произведения вызывает серьезные вопросы к логике самой истории, являясь увесистой такой пробоиной погружающей роман на дно того самого болота…; однако в какой-то момент обстоятельства приобретают совсем другой вид и начинает складываться впечатление, что Мастрюкова приготовила нам неплохое такое ружье под финал истории, да вот только оно так и не выстреливает, история обрывается… Недосказанность? Пожалуй, да, только это не то же самое, что в серьезных больших произведениях, а скорее внезапный обрыв «страшной истории, рассказанной в темноте» сделанный эффекта ради… Никогда не замечали, что многие подобные рассказы имеют открытый, но отнюдь не счастливый финал? Вот и здесь выдержана подобная линия, а если немного погрузиться в биографию автора, то столь нетривиальный подход становится объясним: «Первый роман она написала по просьбе дочерей. Девочкам хотелось услышать что-нибудь страшное, но как будто случившееся с ней на самом деле. Татьяна описывала им летние каникулы, которые проводила с друзьями на даче… Там она тоже постоянно читала и слушала всевозможные местные страшные истории, былички — рассказы о страшных событиях, неожиданных встречах с потусторонним, злокозненных сущностях или людях, обладающих колдовской силой, о мертвецах, приходящих с того света».

Думается мне, что «Болотница» изначально имела вид небольшого рассказа, или компиляции нескольких историй, объединенных местом, временем, обстоятельствами. Мастрюкова, как и многие, начинала свой путь с коротких новелл, которые в данном случае по прихоти ли её самой, или её дочерей, обросли мясом и превратились в большую историю… Вот только превращение то вышло фиктивным, а мясо получилось скорее тухлым, неприятно разящим болотом. Можно ли это простить дебюту? Думаю да, «Болотница» обладает своими сильными сторонами и достоинствами, от чего она далеко не самый слабый образчик фолк-хоррора, но далеко и не самый достойный пример того каким должен быть новеллистический подход в художественном произведение, досадно, что за обилием лестных отзывов и премий Татьяна Олеговна этого не разглядела, отчего её и затянуло в этакий Анцыбаловский треугольник литературного однообразия.