Больше рецензий

30 апреля 2015 г. 21:04

77

4.5

Darkness, Darkness

Французская литература пропитана каким-то особенным типом надежды и веры в лучшее, даже если это роман о человеческом одиночестве, умирании, отчаянии.
В «Элементарных частицах» все настолько плохо, насколько может быть. В отличие от Паланика и других современных певцов бунта против общества, Уэльбек избирает путь печали по ушедшему. В каждом слове – боль за все то утерянное, что невозможно вернуть.

Герои Уэльбека, по сути, есть не более чем жертвы; они – часть той силы, что вечно хочет любви, а совершает зло. Буржуазное общество не заслуживает критики или бунта – оно умирает само по себе, и эта метафора постепенного увядания становится ключевой в романе. Рушатся связи между людьми – исчезают понятия любви, семьи, дружбы. Человек остается наедине с собой, один против всех. Правительство ограждает людей друг от друга. Каждый просто делает свою работу ждет, когда наконец придет пора вымирать.
Вымирать и вырождаться вслед за обществом – вслед за природой. Уничтожить то, что тебя окружает; уничтожить тех, кто тебя окружает; уничтожить себя.

Мишеля трясло от отвращения, и в эти минуты он также ощущал, как растет в нем непререкаемая убежденность: в целом дикая природа, какова она есть, не что иное, как самая гнусная подлость; дикая природа в ее целостности не что иное, как оправдание тотального разрушения, всемирного геноцида, а предназначение человека на земле, может статься, в том и заключается, чтобы довести этот холокост до конца.

Уэльбек баюкает читателя горькой констатацией потерянности. Подобно Воннегуту, он предостерегает от последствий, но все равно очерчивает в первую очередь настоящее.

За провокационной формой, за порнографической видимостью Уэльбек рисует разлагающуюся реальность, но каждое новое предложение, каждая очередная фигура в романе раскрывают надежду на то, что человек не так уж и плох, что он может еще чего-то добиться, может выжить и _не вымереть_.
«А это значит - любовь возрождается, слышишь? / А это значит - надежда все так же жива...»