Больше рецензий
18 февраля 2025 г. 21:02
253
4.5 Взгляни на дом свой
РецензияРоман молодого дагестанского писателя Ислама Ханипаева «Холодные глаза» - это отличная попытка в легкой форме поговорить о жизни, о важном, о родном крае. Эта история начинается как классический герметичный детектив, а потом переходит в психологическую драму и диалог культур, и остается отличной современной прозой.
Главный герой, совсем юный журналист, пока даже внештатный корреспондент, едет в горный Дагестан по простому незначительному делу о мошенничестве, а внезапно оказывается первым и единственным журналистом на месте страшного преступления, о котором даже у повидавших всякое оперативников не останется цензурных слов. И тот энтузиазм, с которым юнец хватается за шанс заработать себе имя и славу, заводят героя в слишком глубокие горные ущелья совести, страха и ненависти, меняют всю его жизнь.
В книге отлично показан Дагестан сегодняшнего времени, казалось бы обо всем вскользь, не углубляясь, но вешки расставлены и картина получается объемная и понятная. И героическое прошлое, которое продолжает жить, и недавние войны, террор, и разница культур, столкновение религии, традиций и современной светской жизни, и языки, и политика, всему есть в романе немного места. Автор ловко в небольших эпизодах рассказывает о важном, оставляя при себе оценки и суждения.
Главный герой, Арсен, воображающий себя дагестанским Арсеном Люпеном, ввязывается в дело, от которого все, и его здравый смысл и остальные персонажи, просят держаться подальше. И его вмешательство приводит к катастрофическим последствиям: рушит судьбы людей, разбивает его собственную жизнь, и даже слава, которую он получает, оказывается с слишком большим привкусом горечи и разочарования.
Те, кто ждёт от книги классического детектива, сильно разочаровываются в концовке, которая оказывается совсем не детективной, и даже несколько несправедливой, но принять и понять её можно, когда осознаешь и характер главного героя и суть идеи противостояния в книге.
Чисто детективный сюжет прописан, не без огрехов, есть к чему придраться, но мне это не помешало получить от книги приятные впечатления.
В первую очередь бросается в глаза противостояние городской современной светской культуры, носителями которой являются и главный герой и девочки - жертвы преступника с традиционной и религиозной культурой, к которой относятся жители горного села.
Арсен - такой современный городской мальчик, который вырос в Махачкале, на современном кино и европейских приключенческих и других романах, играх, он аварец, но язык, которому учила мать понимает уже через слово, он мусульманин, но не уверен как правильно вести себя в мечети: всё у него как-то наполовину. И действия его все наполовину завершенные, с большим энтузиазмом начинает, и как шарик сдувается и трусит в самые ответственные моменты. И юмор и ирония автора по отношению к главному герою и некоторым ситуациям очень украшают книгу, делают чтение о таких ужасающих событиях терпимым.
С другой стороны главный следователь по делу об убийстве, Заур, не стесняется в выборе средств, готов идти по краю и лавировать между законом, традициями, но руководствуется своим чувством справедливости. Он прошел жестокую школу жизни, и видел и понял всякое. Его запутанные семейные связи добавляют драматичности ситуации. Заур главный матершинник романа, но эта особенность его речи выписана довольно органично, и наоборот странно было бы, если б он обходился без крепкого словца. Так что, в тексте этого романа нецензурная брань вполне уместна.
И третья сторона - преступник, который действует по законам чести, но доводит свое понимание традиционного мужского права до абсолюта.
В романе хорошо показано, что те правила, которые работали раньше в современном мире уже сбоят, и стоит попытаться стать современным человеком, при этом сохранив все лучшее и важное, что есть в традиционном укладе.
Если оставить в стороне детективный сюжет, роман наполнен большим количеством деталей быта героя и некоторых других персонажей, семейными историями, которые и составили для меня главную прелесть книги. Очень трогательно переданы отношения главного героя с матерью, отцов и детей, которые показаны с разных сторон и в некотором плане становятся даже главной сквозной темой книги.
Но самое сильное высказывание в романе о той травме, что наносит душам людей насилие, а когда люди сталкиваются с ним из поколения в поколение, то возвращаться к любви, пониманию и принятию другого становится сложнее и труднее. И в этом ключе поступок главного героя в конце книги неоднозначный, двоякий, но направлен в будущее, когда понимаешь, что прошлое не изменить, но можно попытаться построить будущее так, чтобы оно не повторялось. Хотя бы попытаться.
Вообще мне нравится автор, его юмор и отношение к жизни, к людям, это все чувствуется в тексте, и для меня оказало положительное влияние на восприятие книги.
Читайте, если не боитесь, мата, жестокости, и хотите заглянуть в книжный современный Дагестан.
Книгомарафон, февраль 2025
Комментарии
Спасибо за интересную рецензию.
Понравился ваш образ: горные ущелья совести..
Простите, а можно узнать, под спойлером, какой поступок гг совершил в конце?
Спасибо, мне приятно!
Под спойлером попыталась кратко пересказать:
Роман заканчивается тем, что главный герой наконец вычислил, узнал, кто убийца, и узнал где он находится. И несмотря на то, что он журналист, а убийца - спецназовец, поехал к нему взглянуть в его холодные глаза и попытаться его понять. Убийца не убил героя, но и герой не только не убил убийцу, но и помешал своему напарнику сделать это. Таким образом автор нарушил главный закон детективного жанра: убийца должен быть наказан, тем или иным способом; но с другой стороны: сам герой отказался от насилия, и таким образом прервал цепочку, в которой насилие порождает насилие. Поэтому конец такой спорный, и оставляет читателю моральную дилемму. Так я поняла.
Спасибо за ответ.
Примерно так я и понял
А знаете, по сути, автор и не нарушил правила.
Просто от такого живого взгляда совести, каким порой выступает совершенно незнакомый человек или жертва, преступник - сам казнит себя, душевно, а иной раз и физически. И не известно, что хуже.