Больше рецензий
15 февраля 2025 г. 11:32
50
2.5 Фантастическая графомания из 90-х
РецензияАннотации к данной книге делятся на два вида. Одни вводят читателя в заблуждение, другие спойлерят финальный сюжетный поворот. Поэтому ограничусь тем, что история будет посвящена кадету Северной Военно-Космической Академии России XXVII века.
Повествование начинается с будней главного героя, Александра Пушкина. Недавно начальство Академии вызвало его на ковёр и военные задавали парню странные вопросы. В частности, их интересовало, какой бы тактики придерживался герой в бою с маленькими, но очень манёвренными кораблями. Довольно быстро выясняется, что вопросы имеют практический характер и командование предлагает кадетами в качестве добровольцев отправиться в зону секретного военного конфликта.
Авторы, а Александр Зорич - это псевдоним пары писателей, стараются погрузить читателя в придуманную ими вселенную. На страницах будут многочисленные описания государств, их политического устройства, других рас, солдатского быта и идеологической накачки. Все это отдаёт графоманией, в которой ощущаются отголоски эпохи 90-х, когда многие старались эпатировать читателя смелыми политическими высказываниями или откровенными сценами. Так что рядом с Академией у нас тут стриптиз клуб, герой постоянно думает о сексе, а в перерывах ходит на сеансы ура-патриотизма, где обогащается вот такими идеями относительно граждан соседней страны:
Все, кто так живет, - мудаки и сволочи, уничтожение которых в общем-то если и не святое призвание землянина, то дело свойское, исторически закономерное.
При этом, история постоянно мечется между разными жанрами и не понимает, чем она хочет быть. Начинается роман, как классическая научная фантастика - неизученная раса нападает на людей и герою приходится сражаться с неизвестным противником. После первого же сражения об этом больше никто никогда не вспомнит и повествование сосредоточится на личный жизни Пушкина, который после отдыха в санатории надумает жениться на иностранке. Параллельно с историей героя развивается ещё одна сюжетная линия, которая по сути является копией робинзонады. Причём у хорошего автора две истории по итогу гармонично сливаются воедино, а здесь, вторая сюжетная линия особо ни на что не влияет.
Книга вообще имеет много мелких, но раздражающих проблем. Например, в начале каждой главы указываются дата и место. Однако, как потом выяснилось, это не дата начала событий, описанных в главе, а дата их конца. Например, если написано "2621 год, декабрь", то действие главы может начаться летом, а вот закончится в декабре. Более того, иногда слова героев из двух сюжетных линий противоречат друг другу (и это не приём в виде ненадежного рассказчика). Так, сам Александр говорит, что его мать и сестра погибли на планете Фелиция, а сестра героя (она жива) рассказывает, что на Фелиции разбился её муж, из-за чего она решила не улетать с планеты и остаться там жить (видимо забив на свою остальную семью и даже не сказав родственникам, что она жива?).
Однако самая большая проблема, на мой взгляд, заключается в том, что история особо ничем не заканчивается, да ещё и оставляет открытую концовку из-за чего книга ощущается, как один большой разрозненный пролог.
Итак, перейдём к итогу. Произведение мне не понравилось. Раздутые описания, слишком карикатурная сатира (те же Г. Маркес или Д. Хеллер куда профессиональное встраивают в произведения политический юмор) и рваное повествование ни о чём не позволяют получать удовольствие от истории и совершенно не настраивают на прочтение сиквела (оказывается, к авторству дальнейших книг по этой вселенной причастен небезызвестный Клим Жуков).
Мне кажется, данная книга может быть интересна только как явление времени, образец того, как выглядела неудачная российская фантастика. В настоящее время нет никаких причин знакомиться с произведением Александра Зорича "Завтра война".
Комментарии
Что самое ужасное - что кто-то может прочесть отзыв и поверить ему.
Роман - близкая к идеальной военная космическая фантастика, на одном уровне с лучшими мировыми образцами. А иногда и превосходит и Вебера, и Дрейка.
что за? причём здесь Маркес и Хеллер? Просто потому, что Вы сподобились их прочесть? И решили, что у них есть политический юмор? А у них его на самом деле нет. Один пишет магреализм, другой антивоенный абсурдистский роман.
Климова зачем-то приплели. Который к основной трилогии ни каким боком.
Я не буду дословно разбирать Ваш "отзыв", но Вы с ним однозначно сели в лужу.