Больше рецензий

11 февраля 2025 г. 20:21

53

3.5

Январь оказался прямо-таки богат на знакомства с приятными французами (для меня два это уже много, учитывая, что обычно у меня с ними вообще не очень складывается). Сначала Ромен Гари и вот теперь Патрик Модиано. Я уже как-то осенью начинала читать "Улицу темных лавок", но почти сразу бросила и вот после рекомендации в Новогоднем флешмобе взялась за этот детективно-нуарный роман как следует.

Октябрь 1965 года, Париж. Книга начинается с того, что мы узнаем главного героя Ги, который не помнит своего прошлого. 8 последних лет он проработал в частном детективном агентстве, но вот история своей собственной жизни, до этих 8 последних лет, остается для него полнейшей загадкой. Однажды его начальник Хютте решает отойти от дел и уехать жить в Ниццу. Наконец-то наступает самое время для Ги заняться тайной своего происхождения. О том как Ги нападает на нужный след в самый первый раз нам ничего не известно, но как бы там ни было, одно цепляется за другое, и вот Ги уже гость Степы де Джагорьева, одного из русских эмигрантов, которого он мог знать в прошлой жизни. Степа его не узнает, однако отдает ему коробку старых эмигрантских фотографий, на одной из которых Ги узнает себя. Как же связаны с Ги Галина Орлова и её дедушка, соседствующие с ним на старой фотокарточке? Ложные и истинные воспоминания подстерегают Ги на каждом шагу, раз за разом, кирпичик за кирпичиком он выдумывает/вспоминает свою прошлую жизнь.

Читать параллельно "Обещание на рассвете" Гари и "Улицу темных лавок" Модиано, с какой-то стороны, было не слишком комплиментарно для второго, хотя он и Нобелевский лауреат. Дело тут в "Обещании" и том насколько мастерски Гари его написал. Лаконично, выверенно, искренне, иногда трогательно, иногда пронзительно до слёз, иногда печально, иногда смешно, одним словом - кра-си-во! С ним переживаешь большой диапазон эмоций, и это очень подкупает, в то время как проза Модиано на этом фоне звучит довольно монотонно и меланхолично, как будто покачивает тебя на волнах ночной Сены. Это совершенно не плохо и не могу сказать, что мне это не понравилось, просто книги разные и Гари всколыхнул во мне бОльшую гамму чувств.

Если оторваться от каких либо сравнений, Модиано тоже может быть совершенно прекрасен:

Я думаю, что подъезды домов хранят шаги тех, кто когда-то часто бывал здесь и потом исчез. Какие-то замирающие волны и сейчас дрожат в воздухе, они становятся все слабее, но их можно уловить, если прислушаться. В сущности, может, я и не был никогда этим Педро Макэвоем, и вообще не был никем, но волны, то далекие, то более сильные, пронизывали меня, и все эти разрозненные отголоски, еще витавшие здесь, вдруг разом застыли — это и был я

К сожалению, не могу не добавить и ложку дегтя. Я, конечно, понимаю, что у самурая нет цели, только путь, и в этом, скорее всего и был отчасти замысел, но меня не покидает ощущение, что книгу не дописали. Учитывая, что детективная составляющая, как мне показалось, явно превалирует над всеми остальными (языком и переживаниями героя), хотелось бы все-таки знать к чему в конечном итоге привели поиски Ги. Да, мы узнали многое из его прошлого, но некоторые очень значимые моменты оказались нераскрытыми. Я обыкновенный читатель и мне было очень интересно, чем же все закончится. Я, естественно, не думаю, что Модиано всерьез забыл дописать книгу или не смог придумать иной концовки, но повторюсь, учитывая детективную специфику романа, кажется, что кто-то коварный ворвался в рабочий кабинет писателя, вырвал у него последние страницы романа и, зловеще хохоча, убежал. Печально. Мне совсем не хотелось брюзжать, чтение принесло мне удовольствие, но выдумывать, что я осталась очень довольна финалом, я тоже не хочу.

Итого: книга, в целом, мне понравилась, 7/10, совершенно точно буду продолжать знакомиться с другими книгами автора

Книга прочитана в рамках "Новогоднего флешмоба-2025" Большое спасибо за рекомендацию Encinesnowy

Мой телеграм

Комментарии


Рада, что вы не зря потратили время на эту небольшую историю!)

У Патрика Модиано все книги такие - тонкие, эфемерные, словно совсем прозрачные) Мне, с одной стороны, тоже слегка не хватает завершенности, но, с другой, финальные страницы книги обычно содержатся в её первых страницах, т.е. изначально понятно, каков примерно будет конец) И эфемерность развязки его книг логично вписывается в общую канву повествования) Поэтому раз вы решили продолжить знакомство с автором, вам надо быть готовыми, что у него всегда такие открытые финалы)


На самом деле, открытый финал обычно для меня не проблема, тут меня сбил с толку детективный сюжет))) Именно из-за него я до последнего ждала, что Ги воссоздат полную картину прошлого))) А что еще у Патрика Модиано можете посоветовать?


Думаю, что автор в свойственной себе манере просто сделал акцент на том, что не так важно, что он найдет, а то, что он продолжит искать) Но этого точно мы не узнаем))

Я читала у Модиано "Горизонт" и "Из самых глубин забвения") Обе книги оценила довольно высоко, но стилистика у всех одна) Однако объем у всех небольшой, так что много времени на чтение не требуют) Этот факт облегчает открытость его финалов, потому что читать огромную книгу и ни к чему не прийти, обиднее, чем в малом формате)


Благодарю за рекомендации! :)))


Рада была поделиться!)) Приятного чтения ((((: