10 февраля 2025 г. 09:08

46

1

Григорий Ревзин – известный архитектурный критик и журналист, а его книга "Как устроен город. 36 эссе по философии урбанистики" номинировалась на престижные премии, включая "Просветитель" (2021) и Литературную премию имени Александра Пятигорского (2020). Однако, несмотря на высокий уровень признания, книга оставляет неоднозначное впечатление.

Книга предлагает не классическое исследование городского устройства, а философские размышления о природе города и его восприятии. Как пишет сам автор:

Архитектор проектирует не здание, архитектор проектирует жизнь посредством здания.

Вместо конкретных ответов на вопросы о том, как устроены улицы, площади, кварталы или микрорайоны, читатель погружается в поток абстрактных рассуждений. Это может быть интересно тем, кто ищет нестандартный взгляд на городскую среду, но не удовлетворяет тех, кто рассчитывает на глубокий анализ урбанистики.

Ревзин, безусловно, обладает талантом рассказывать о городе ярко и образно, но философский подход делает книгу скорее созерцательной, чем познавательной. Вопросы власти, культуры, производства и торговли затрагиваются поверхностно, без подробного рассмотрения их взаимосвязи в городской среде.

Некоторые темы раскрыты через любопытные цитаты, как, например, о набережных Москвы. Георгий Гольц, упоминаемый в книге, писал:

Здания на московских берегах не должны быть слишком высокими, иначе река покажется узковатой. Они также не должны быть слишком длинными, иначе она будет монотонной. Но и не слишком короткими, не как в Венеции, иначе Москва покажется недостаточно величественной на фоне своей реки.

Однако таких аналитических примеров немного, и книга больше склоняется к размышлениям, чем к объяснению механизмов урбанистики.

Как результат, книга может быть полезна для любителей интеллектуальных размышлений о городе, но оставляет неудовлетворёнными тех, кто ищет более прикладное знание. Например, даже важнейший вопрос планировки школ лишь кратко упоминается через такую деталь:

Школа должна находиться в центре микрорайона так, чтобы у ребенка до дома было не больше полумили (800 метров) и он мог дойти до школы, не пересекая дорог с машинами.

С моей точки зрения, глубины исследования урбанистики не хватает, а отсутствие структурного анализа снижает её ценность как просветительского труда.

Моя оценка – 1 из 5.



Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!