Больше рецензий
8 февраля 2025 г. 13:38
46
4 Мыслить как цыпленок
РецензияЕще одна, уже третья подряд, рецензия на книгу, и силы постепенно подходят к концу, но после двух не самых удачных романов стиль Мура зашел как нельзя кстати и сумел произвести приятное впечатление. Не буду долго затягивать со вступлением, поэтому сразу перейду к сюжетной составляющей.
Все началось с Ричарда, мужчины в самом расцвете сил средней руки на грани развода, и его постоялого дома.
Он всегда жаждал тихой жизни. Проснуться, похлопотать, немного поискать информацию, написать пару сотен слов; aperitif поздним утром с последующим обедом — это всегда было для Ричарда идеальным началом дня.
Он - типичный представитель устойчивого среднего класса, выдающихся достижений не имеет, предпочитает плыть по течению, где каждый день почти как день сурка.
Часы показывали всего лишь 8:45, а силы его были на исходе... он ощущал некоторую схожесть с тем самым бабулиным диваном. Старый, видавший виды,изрядно пообтершийся, испытавший вкупе с легким похмельем кое-что из того, что, по его мнению, не многим диванам доводилось.
Он устал, пресыщен настолько, что уже не удивляется пропаже постояльца и всей той кутерьме, в которую его втянет это обстоятельство. Но все это еще - далеко, сейчас из всех странностей очередного четверга перед ним и остальными только несколько несущественных улик, которые можно объяснить вполне обычным делом.
Ладно, пусть немного крови и разбитые очки могли бы, если преподносить все это в зловещем свете, выглядеть слегка, ну, зловеще. Но ведь все могло быть и совершенно невинно. Может быть, старик споткнулся, упал, разбил очки, порезал лицо, случайно испачкал стену кровью, отчего пришел в ужас и сбежал.
Вполне логично, так решает Ричард, словно бы пытается отвратить саму мысль, что привычному порядку дел уже настает конец, он как будто бы отвращает себя от грядущего и скорее бьет себя по рукам, когда сам почувствовал запах чего-то нового и необычного, но из этого стройного ряда размышлений выбивается еще одно обстоятельство - просьба постояльца.
— И он попросил тебя о помощи?
— Да. И вроде бы сказал, что на него охотятся.
Однако даже тогда сюжет не начинает движение, а плавно подводится к тому, чтобы вступить на рельсы расследования. В частности Валери, постоялица отеля, выступает некоей движущей силой, которая приводит в движение механизм, тогда как Ричард не то чтобы горит желанием иметь дела с возможными последствиями.
Поздно ночью поступила заявка, и пусть комната Граншо временно выбыла из внимания, а Риззоли хоть и съехали, но заплатили, так что появилась возможность получить двойную прибыль с комнаты, что он счел небольшой победой в этом все более безумном мире.
Я не скажу, что это детектив в стиле Эркюля Пуаро, это скорее больше мисс Марпл: неспешное повествование, перебиваемое разговорами почти не в тему, случайно брошенные фразы наводят озарение. Примерно схожую атмосферу имеет "Клуб убийств по четвергам", и многие отмечают очевидные сходства с ним. Не скажу, что вижу это как оммаж, но как впечатление от вдохновения - возможно.
Это стиль чисто английского детектива, почти чисто английской глубинки во французской обертке с примесью итальянских мотивов, но само расследование навевает мысли о мультфильмах. Почему именно о них? Потому что это, правда, необыкновенно: собираются персонажи по серьезному поводу, но в процессе происходит столько нелепых открытий, столько доведенных до абсурдности и гипертрофированных моментов, которые почему-то почти не удивляют персонажей, но придает всему сходство погони Койота за Бегуном.
Чего стоит одна сцена поимки мафиози и идеи того, чтобы удерживать из в подвале для эротических практик в свингерском отеле. Звучит заманчиво, а?
Затем заметил Риззоли на заднем сиденье, связанных, с кляпами, едва начавших приходить в себя.Валери тоже обратила на них внимание.
— У нас не так много времени, — сказала она. — Так можно использовать ваш подвал: да или нет?
— Да, полагаю, можно. — Мартин кинул на Дженни вопросительный взгляд, и та деловито кивнула.
Тут из машины вышел Ричард: в костюме цыпленка в пять футов десять дюймов, с пистолетом и чихуахуа в руках.
Это определенно было легко и непринужденно, разбавлено юмором, брюзжанием Ричарда, авантюризмом Валери и приправлено, разумеется, искрометной мадам Тбелье. Она как олицетворение всего разумного, она непоколебима, неисправима и совершенно точно цепляет взгляд на фоне остальных, особенно за свой характер, хотя и не носит звание главного героя.
Был ли это хороший опыт? Определенно, да, но зайдет не всем и не каждому. Если хочется более классического и реального расследования с хорошим юмором - это больше к Осману, если нужно сухо и по фактам с элегантностью - больше к Кристи.