Больше рецензий

1 февраля 2025 г. 10:31

81

4

1. Почему взяла читать.
Я люблю классику, и я люблю ужасы, а эта книга совмещает в себе и то, и другое. Она рассматривается в эссе Лавкрафта «Сверхъестественный ужас в литературе, а я большую часть упомянутых там книг занесла в список на прочтение. А ещё этот роман форсился во времена Пушкина, был очень популярен, и оставил свой след на «Евгении Онегине». Про это написаны литературоведческие статьи, я же ограничусь тем, что скажу – они начинаются одинаково: размышлениями об умирающем дальнем родственнике в духе «Когда же чёрт возьмёт тебя?». Словом, я была заинтригована и хотела приобщиться к такому значительному произведению.
2. Что известно о книге.
Помимо вышеперечисленного:
• Характерный представитель готического романа эпохи байронизма.
• Сложная композиция – рамочное повествование, когда в романе рассказывается несколько историй, одна в другой. Они раскрываются последовательно, и самой последней будет рассказана история, которая начинала роман.
• Оскар Уайльд сменил имя на Себастьян Мельмот и писал под влиянием романа свой «Портрет Дориана Грея»
• В книге есть нотная запись странной зловещей музыки, которая сопровождала появление Мельмота. Я её нагуглила, она не зловещая, она забавная. Лучше не слушать её до прочтения книги, особенно тем, кто любит всё оборжать, как я.
• Автор – не первопроходец жанра, он писал «Мельмота», когда готический роман уже стал считаться посредственным. И как выдал!
• Автор – священник. Отсюда и концовка (мне не понравилась).
Сюжет начинается с того, что Мельмот (не Скиталец, а его далёкий потомок) едет к умирающему патологически скупому родственнику в ожидании наследства. Там он видит жуткий портрет и жуткий дневник – всё это умирающий просит сжечь. Но Мельмот решает разобраться и не сжигает (кстати, сомневаюсь, что сожжение помогло бы). Потом он видит человека с портрета в реальности – да, это и есть Скиталец, и его зловещую историю мы будем распутывать все много сотен страниц.
3. Заметки по ходу чтения.
Очень приятный язык. Возможно, дело в переводе, но читать было сплошным удовольствием. Книга написано давно (19 век), но разрыва во времени я почти не ощущала. Кстати, читала отзывы на роман, и там писали, дескать, тягомотная книга, кто прочитал – тому памятник, и всё в таком духе. Я ожидала трудного чтения, но нет. Это, как указывал сам писатель перед началом книги, сказка. Поэтому согласиться с другими читателями не могу. Мне, наоборот, труднее читать современные книги.
В книге есть юмор, а я ожидала мрачняк с нравоучениями. Но здесь перемешано – автор и пошутит, и напугает, и в конце продвинет светлую мысль о том, как люди дорожат своей душой.
Одна из историй в романе – насильственное обращение в монахи неугодного ребёнка. Мне очень интересно, это автобиографично? Или автор просто в курсе дела как наблюдатель, как представитель служителей культа? Следить за жизнью персонажа в монастыре было очень интересно, одна из самых лучших «рамок» в этом рамочном повествовании. Как множество людей заперты в стенах монастыря в поисках духовного просветления, но наоборот, деградируют до уровня стаи диких собак.
Страшно. Есть много неприятных, атмосферных, пугающих сцен. Это и банальная гроза, когда от страха все слуги сбиваются в одну комнату и боятся, как бы крышу не унесло ветром, и спасения людей из кораблекрушения, где в штормовых волнах погибают и спасатели, и терпящие бедствие. Это и муки людей, обречённых на голодную смерть, и ужасающее равнодушие окружающих к чужой жизни. Всё это прекрасно показано, и Мельмот, хотя и злодей, пугает совсем не так, как насчёт него нагнетают все персонажи. Пугает то, что происходит и без Мельмота, он приходит уже в самый отчаянный момент.
Персонажей жаль, это не глупые герои из фильмов ужасов, созданные только затем, чтобы зрелищно умереть. Они мучаются, страдают, и чаще всего незаслуженно.
Перейду к минусам – мысли повторяются по многу раз. Будто читатель мог забыть или не понять. Но это не раздражает.
Концовка. Рассказать о ней – спойлернуть, но я не стану этого делать. Скажу только, что я всерьёз собиралась купить бумажный экземпляр в свою библиотеку, но концовка меня остановила.
4. Общий вывод.
Классика есть классика. Я не знаю, как книги становятся классическими, кто их назначает. Обязательно ли для этого мировое признание, наверное – да, внимание искусствоведов, испытание временем - вот это всё. «Мельмот Скиталец» достоин столь высокого звания, и он не устарел и сегодня, несмотря на фанфары бессмертию души в конце. Я прочитала его с удовольствием, иногда жертвуя сном, а это самое дорогое, что у меня есть.
5. Кому читать?
Любителям ужасов, любителям классики, любителям истинно хороших книг.
6. Кому не читать?
Кто не любит мрачные книги с гнетущей атмосферой – несмотря на юмор и светлую концовку, в книге описываются действительно неприятные события, притом автор спокойно обошёлся без чернухи – и это не помешало дать нужный уровень жути. Кому трудно воспринимать неторопливое обстоятельное повествование, тоже будет сложно – не зря же такие отзывы люди написали.